Последние несколько лет нет недостатка в шумихе вокруг Интернета вещей. Подключенные к Интернету устройства являются темой горячих дискуссий на конференциях, в публикациях и новостях. И на самом деле Интернет вещей врывается в наш бизнес и в нашу жизнь. Эти устройства — от датчиков физической активности и блокираторов дверей до радиомаяков и радиометок RFID, которые ведут мониторинг предметов при прохождении их по цепочке поставок, — становятся совершенно обычным делом.

Легко говорить об Интернете вещей в целом. Но в действительности это не более чем оболочка практически для всех сегодняшних ИТ. Общим знаменателем является то, что во взаимосвязанном мире в конечном итоге все подключается к Интернету. Сейчас это смартфоны, сенсоры, маяки, метки RFID и различные машины. Завтра это будут дроны, 3D-принтеры и роботы нового поколения, действующие гораздо более разумно и своим поведением гораздо больше напоминающие человека.

Кроме того, следует ожидать, что практически любые унаследованные машины и устройства, от транспортных средств до телевизоров, станут элементами сети. А многие физические объекты будут оснащены сенсорами или метками RFID, чтобы их можно было подключать к Интернету. Как следствие, будут накапливаться такие объемы данных, что нынешние хранилища станут выглядеть весьма причудливо.

Что в результате? «Каждый человек и каждая вещь становятся источниками данных. Все решает контекст», — заявил вице-президент фирмы Capgemini Consulting по электронным консультационным услугам Тони Фросс.

В такой быстро развивающейся среде концепции вроде Agile и DevOps становятся не просто хорошими идеями. Они становятся важнейшими условиями успеха. В реальном бизнесе неспособность двигаться быстро, решительно и итеративно является серьезной помехой, а неспособность к последовательным и непрерывным инновациям — предвестником гибели.

Каков вывод? CIO и другие руководители ИТ должны приступить к переосмыслению своей роли и заново определить свои обязанности. ИТ-подразделение больше не является центром вселенной ИТ, оно лишь одна из планет, вращающихся вокруг солнца. По мере того, как организации переходят на облачные ПО, системы и базы данных, включая продукты типа «инфраструктура как сервис» (IaaS) и «платформа как сервис» (PaaS), и к использованию API-интерфейсов для подключения всего к Интернету, технология становится не столь важна, как обеспечиваемые ею функциональность и данные.

Это, в свою очередь, усиливает внимание к обмену информацией и к сотрудничеству. Расширяются полномочия руководителя службы маркетинга, директора по персоналу, финансового, операционного и других директоров при принятии важных решений о закупке техники. Но при этом подобная среда требует такого уровня стратегического мышления и контроля, который должен исходить от руководителя ИТ-подразделения и его подчиненных.

Версия для печати