Что нужно предпринять IoT-стратегам, чтобы создать целый ряд совершенно новых преимуществ для своих предприятий.

Чтобы подготовить предприятие к применению Интернета вещей, недостаточно просто подключить его к удаленным устройствам или датчикам. На деле IoT означает переосмысление политики организации в отношении технологий и открывающихся перед нею возможностей. Эти возможности выходят далеко за пределы того, что можно было вообразить еще пару лет назад.

Управленцам и обычным сотрудникам придется осознать, что IoT — это не просто технология, а новый способ ведения бизнеса. Он предполагает круглосуточное взаимодействие с клиентами. Он также предполагает применение аналитических средств для понимания и прогнозирования рабочих характеристик того или иного продукта.

Над этими и другими переменами размышлял Мачей Кранц, вице-президент подразделения Strategic Innovations Group корпорации Cisco. Он отмечает, что компаниям все еще недостает многих ключевых факторов успеха в области IoT. В недавно написанной им книге «Построение Интернета вещей: внедряйте новые бизнес модели, подрывайте работу конкурентов и трансформируйте свою отрасль» (Building the Internet of Things: Implement New Business Models, Disrupt Competitors, and Transform Your Industry) Кранц обрисовал ключевые действия, которые необходимо предпринять, чтобы успешно перейти в сферу IoT.

Думайте по-другому, не бойтесь выйти за рамки шаблонов. Ведь IoT-стратега не просят изобретать, проектировать или строить IoT; ему не обязательно быть ученым или инженером. На самом деле этот стратег должен обладать такими качествами, как любознательность, вдумчивость и отчасти авантюризм, потому что на бизнес и его основополагающие процессы нужно взглянуть по-новому, возможно, с нестандартной точки зрения.

Отталкивайтесь от бизнес-возможностей, а не от технологий. Главная задача IoT — решать проблемы, возникающие в бизнесе, а не обогащать поставщиков технологий или радовать айтишников компании очередным крутым проектом. Сторонникам IoT стоит пропускать мимо ушей весь ажиотаж вокруг этой технологии, а вместо этого сосредоточиться на ее рациональности с точки зрения бизнеса. Если вы сходу не можете объяснить, зачем конкретный IoT-проект нужен вашему бизнесу, то продолжайте учиться, экспериментировать и сравнивать свои результаты с результатами коллег. В этот период также целесообразно найти энтузиаста IoT в рядах начальства, чтобы он разъяснил и наглядно продемонстрировал его преимущества остальному руководству. Ведь инициативы снизу надолго не хватит.

Начните с простых проблем. Существует множество примитивных проблем, над которыми предприятия бьются годами — взять хотя бы доступ к удаленным операциям в режиме реального времени или своевременное исправление неисправностей в продукте. На первых порах своей IoT-инициативы займитесь тем, что лежит на поверхности, а потом уже двигайтесь вглубь. Мыслите масштабно, но действуйте постепенно. Начните с проекта, который не подразумевает больших рисков, но при этом сулит понятную выгоду, а затем наращивайте амбиции по мере роста багажа ваших знаний и поддержки окружающих.

Действуйте как команда, как единая компания, и при этом стандартизируйте все, что только сможете. Волк-одиночка не имеет шансов преуспеть в IoT. Это командный вид спорта. Сформируйте экосистему партнеров внутри и за пределами компании, сделайте все необходимое, чтобы они могли эффективно сотрудничать. Внесите необходимые изменения в соответствующие процессы и показатели результативности. Настаивайте на использовании открытых стандартов на протяжении всего проекта.

Максимально используйте преимущества сложившихся деловых отношений и накопленной базы партнеров. Ключ к успеху в области IoT в равной мере принадлежит как самой компании, так и ее партнерам и прочим участникам рынка. Во многих традиционных отраслях экономики сложились многолетние экосистемы и деловые отношения. Некоторые из участников рынка будут полны энтузиазма и готовности к переменам, но многие будут им противиться. Лучший способ преодолеть сопротивление какой-либо идее среди старожилов отрасли — это стремиться к открытости.

Спланируйте контроль за изменениями. Крайне важно составить стратегический, долговременный план с учетом проблем с внедрением проекта в организации и необходимости контролировать изменения. IoT — это длительный, поэтапный путь в направлении перемен в работе вашей организации и ее эффективности. Будьте уверены, что на этом пути внутри организации обязательно возникнут препятствия, так что запасите силы и терпение для того, чтобы с ними справиться. Кроме того, с остальными сотрудниками компании важно делиться не только успехами проекта, но и его неудачами.

На первом месте должна быть интеграция. У большинства организаций имеется обширный арсенал существующих технологий и хранилищ данных, спроектированных без учета нужд IoT. Большинство IoT-проектов создаются на базе уже существующих ресурсов и систем. Составьте амбициозный, но продуманный план для замены проприетарных систем открытыми стандартами. IoT-системы нужно встроить в корпоративную инфраструктуру. Вашей главной задачей должна стать их абсолютная, бескомпромиссная операционная совместимость. Поступиться совместимостью — значит обречь ваш проект на очень короткое время эксплуатации и понести большие убытки.

В первую очередь — данные и приложения, а не подключенные устройства. Приложения и анализ данных — вот ключевые элементы IoT-решения. Именно они определяют необходимость в подключении дополнительных устройств, а не наоборот.

Проектируйте IoT-решения на прочном фундаменте безопасности. Это очень и очень важно: к примеру, ботнеты продолжают наносить серьезный ущерб устройствам по всему миру. С самого начала заложите в методологию и реализацию проекта требования к безопасности, пусть это станет обязанностью всех участников проекта.

Скооперируйтесь с несколькими вендорами, совместно участвуйте в разработке ваших решений. В том, что касается вашего IoT-проекта, не складывайте все яйца в одну корзину и не полагайтесь во всем на единственного поставщика услуг и продуктов. Поддерживайте открытую архитектуру со стандартизованными системами. Не просите ваших вендоров просто разработать для вас решение — участвуйте в его разработке вместе с ними. Не поддавайтесь искушению разработать решение под заказ. Настаивайте на использовании открытой платформы, которую можно настроить под конкретные нужды компании.

Версия для печати