НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Интернет вещей:

Блог

Станут ли беспилотные автомобили объектами Интернета вещей?

Ровно год назад, 7 мая 2016 г., произошла авария со смертельным исходом беспилотного автомобиля Tesla Model S, который врезался в совершающую левый поворот  девятиосную фуру. Проведенное расследование не дало оснований обвинить компанию Tesla в ненадлежащей работе автоматики, но породило массу сомнений в перспективности этого направления в автомобилестроении.[spoiler] Тут следует уточнить, что термин беспилотный не очень применим к используемой в Tesla Model S автоматизированной системе Autopilot, продающейся Tesla как дополнительная опция и призванной не заменять водителя а помогать ему в вождении. Примерно так, как это делает хорошо известный автомат "круиз-контроль", поддерживающий заданную крейсерскую скорость. Более того, пользователям системы Autopilot запрещается снимать руки с руля и полностью устраняться от управления автомобилем. В английском языке есть несколько широко используемых терминов, которые, на первый взгляд, являются синонимами и изрядно запутывают широкую публику. В их числе autonomous car, self-driving car, fully-autonomous car и driverless car. Причем Tesla настаивает, что она не выпускает (пока) автомобили, управляемые без участия человека. Да и в русском языке, когда мы говорим, скажем, о беспилотных дронах, то на самом деле имеем в виду летательные аппараты, не порхающие сами по себе, а дистанционно управляемые человеком. Впрочем, как обещает глава Tesla Илон Маск, первые образцы по настоящему самоуправляемых автомобилей Tesla появятся уже в следующем 2018 г.

Очевидно, что элементы системы Autopilot найдут применение и в таких самоуправляемых автомобилях. Сегодня ее ПО опирается на информацию, собираемую с направленного по ходу движения радара (радиус действия около 170 м), с зафиксированной на ветровом стекле цифровой камеры, с ультразвукового сонара с полным охватом 360 градусов, обнаруживающего находящиеся вблизи предметы и движущиеся объекты, и с системы GPS-геопозиционирования. Autopilot способен оповещать водителя о слишком близко находящихся объектах (включая людей и собак), вести автомобиль по трассе со сложным профилем и видимой разметкой, перестраиваться из одного ряда в другой, осуществлять экстренное торможение и даже парковаться. Как утверждает Илон Маск, уже сегодня машины, оснащенные Autopilot, попадают в серьезные аварии на 40% реже, чем обычные, а когда Autopilot полностью "обучится" на статистике, собираемой с эксплуатируемых машин, упомянутый разрыв  в аварийности достигнет 90%. Любопытно, что программная часть Autopilot автоматически обновляется на всех подключенных автомобилях по радиоканалу каждые две недели.

Но вот что меня сильно удивляет. В нынешнем виде концепция self-driving car, хотя и базируется на современных технологиях, не выходит за рамки традиционных подходов. Имеется объект, который управляется по весьма сложным алгоритмам на основе данных об окружающей обстановке, фиксируемых его собственными датчиками. К примеру, если идущая впереди машина снизила скорость или начала перестраиваться в другой ряд, то алгоритм принимает то или иное решение (затормозить, поменять полосу и т.д.). При этом он делает некие предположения о том, для чего впереди идущая машина делает свой маневр (возможно, она собирается припарковаться на обочине, а может быть - совершить поворот).  Но ведь беспилотные машины, как нас уверяют, станут в ближайшем будущем массовым продуктом. Что мешает сделать их объектами интернета вещей (IoT), которые могут обмениваться информацией друг с другом? Тогда алгоритму не придется гадать, зачем притормаживает впереди идущая машина: она ему сама об этом сообщит. При таком подходе не произошла бы и авария, печальную годовщину которой мы сегодня отмечаем. Фура просто сообщила бы легковушке, что сбирается делать левый поворот, и никакие плохие условия видимости не помешали бы избежать рокового столкновения.