По данным Gartner, корпоративные приложения типа “ПО как услуга” быстро распространяются, несмотря на кризис

Исследовательская компания Gartner утверждает, что продажи корпоративных приложений типа “ПО как услуга” (SaaS), а также приходящаяся на них доля рынка будут расти даже в условиях экономического спада. Правда, Gartner отмечает, что рынок SaaS лишь начинает ощущать последствия затягивания поясов в корпорациях. А это означает, что по мере приближения 2009 г. их расходы могут сократиться. Прочные позиции сохраняют Google Apps, Zoho и другие пакеты, предназначенные для обмена сообщениями и коллективной работы, как и системы управления отношениями с клиентом и проведения Web-конференций.

Генеральный директор Oracle Ларри Эллисон не делает секрета из того факта, что он скептически относится к SaaS и “вычислительным облакам”. Но не все разделяют его взгляды.

Gartner определяет SaaS-приложения как услуги в области ПО, на которые пользователи подписываются через Интернет. Недавно эта компания опубликовала отчет, в котором утверждается, что в 2008 г. продажи SaaS на рынке корпоративных приложений превысят 6,4 млрд. долл.

Это будет означать впечатляющий рост доходов от SaaS на 27%, которые в 2007 г. достигли 5,1 млрд. долл. Еще примечательнее тот факт, что к 2012 г. объем рынка должен удвоиться, и доходы достигнут 14,8 млрд. долл. Эти цифры показывают, что компании продолжают переходить к использованию SaaS, чтобы сократить расходы на серверы, устройства хранения и другую аппаратуру.

Я знаю, о чем вы хотите спросить. Эти расчеты были сделаны до или после того, как в сентябре рост рынка высокотехнологичных продуктов был прерван кредитным кризисом в секторе финансовых услуг?

Шэрон Мерц, аналитик из Gartner и одна из авторов упомянутого отчета, сообщила мне, что она с коллегами подготовила его в августе, до начала спада и массовых увольнений в высокотехнологичных отраслях.

“Отчет не учитывает колебаний рынка в сентябре, но не знаю, что в нем следовало бы изменить, если вообще стоит что-то менять”, — пояснила Мерц.

Мерц и ее коллеги отметили уменьшение расходов на SaaS, начиная с III календарного квартала. Однако они считают, что это не сильно повлияет на общую картину. Вот что сказала мне Метц по этому поводу: “Мы только сейчас видим признаки сокращения затрат, начиная с конца III квартала. Люди стали проявлять некоторую сдержанность при осуществлении закупок. Мы отмечаем, что покупатели несколько менее охотно тратят деньги, а в некоторых секторах экономики бюджеты отдельных компаний замораживаются”.

К таким секторам относятся финансовые услуги, которые, как всем нам известно, в 2008 г. прогремели на весь мир, и “дискретное производство”, к которому относится и автомобилестроение, где отставание с выполнением заказов достигло 100 дней.

Тем не менее финансовые институты не смогут полностью отказаться от расходов на ИТ. Слияния и поглощения крупнейших банков открывают перед SaaS новые возможности.

Так что же делает SaaS столь привлекательным? Не удивительно, что созданные на основе этой модели пакеты офисных программ и средств коллективной работы, такие как Google Apps, Zoho компании AdventNet и Adobe Buzzword, демонстрируют наиболее быстрый рост.

Среди приложений категории SaaS преобладают инструменты для организации совместной работы и Web-конференций

На подобные пакеты SAAS к 2012 г. будет приходиться 9% доходов рынка ПО. Gartner утверждает, что они будут мирно сосуществовать с классическими продуктами, устанавливаемыми на компьютерах пользователей, такими как Microsoft Office и IBM Lotus. Из этого можно заключить, что некоторые организации будут платить за Google Apps Premier Edition и старшие версии прочих продуктов.

Может, офисные пакеты SaaS и популярны, но поскольку большинство из них относится к категории “свободного ПО”, их можно не учитывать при рассмотрении продаж программ типа SaaS. Это заставляет обратить внимание на рынок ПО для управления контентом, коммуникациями и коллективной работой (content, communications and collaboration, CCC). Мерц сообщила мне, что Gartner причисляет к нему программы для электронной почты, электронного обучения, мгновенного обмена сообщениями, поиска, совместной работы, Web-конференций и управления корпоративным контентом.

Определенная доля продаж в данном сегменте рынка (объем которого, по оценке Gartner, составит 2,1 млрд. долл. в 2008 г. и 4,7 млрд. долл. в 2012 г.) приходится на IBM Sametime Unyte, Cisco WebEx Connect и продукты менее известных игроков, таких как CallWave, Yuuguu и Yugma.

Второй по величине сегмент рынка корпоративных SaaS-приложений образуют системы управления отношениями с клиентами (CRM). Как сказала Мерц, здесь господствуют компании Salesforce.com, SugarCRM и NetSuite, а доход от продажи ПО достигает 1,7 млрд. долл. Gartner ожидает, что к 2012 г. он возрастет до 3,2 млрд. долл.

Если верить отчету Gartner, перспективы продаж SaaS и в 2008 г., и в дальнейшем выглядят весьма радужно. Правда, Мерц, по ее словам, ожидает, что в 2009 г. влияние экономического спада отразится на SaaS и других рынках высокотехнологичной продукции. Насколько сильным будет это влияние, пока сказать невозможно.

Ежегодный общий рост мирового рынка ПО до 2012 г. Gartner, суммируя решения типа SaaS и программы, устанавливаемые на компьютерах пользователей, оценивает в 10%. Когда я поинтересовался, каков он будет при наименее благоприятном развитии событий, Gartner снизила этот показатель до 9,4% с поправкой на нынешний экономический спад. Мерц пояснила: “Мы исходили из того, что в 2008 г. развитие рынка может замедлиться, а в конце 2009 г. начнется подъем. Теперь же мы считаем, что темпы развития в 2009 г. будут ниже прогнозировавшихся, и положение начнет выправляться в 2010 г. Но пока трудно сказать что-то определенное, поскольку на рынках царит нервозность. Следует подождать, пока проявятся долгосрочные последствия кредитного кризиса”.

Звучит не слишком убедительно, но не будем торопиться с выводом, что SaaS — благодаря, как принято считать, более низким затратам — примет эстафету у ПО, устанавливаемого на компьютерах пользователей.

Как сказала Мерц, несмотря на ожидаемый рост популярности SaaS в условиях экономического спада, более вероятно, что данное ПО будет применяться там, где это целесообразно с точки зрения бизнеса. Иными словами, не следует ожидать всеобщего всплеска спроса на SaaS. Скорее, ПО такого типа будет появляться в виде островков то здесь, то там.

Версия для печати