Отрасль аутсорсинга, казалось бы, должна расти обратно пропорционально экономике. Когда экономическая ситуация ухудшается, предприятия начинают экономить и активнее пользоваться услугами сторонних компаний. Такую закономерность подтверждают результаты опроса, проведенного аналитической компанией Forrester Research во II квартале нынешнего года, в котором участвовали 258 предприятий со штатом от 20 тыс. человек. При этом 43% респондентов сообщили о сокращении ИТ-бюджета из-за экономической нестабильности. Однако эти сокращения в основном коснулись контрактов по специализированным проектам, а услуги ИТ-аутсорсинга наоборот стали более востребованными именно из-за уменьшения ИТ-бюджетов.

Вместе с тем консалтинговая фирма TPI, отслеживающая состояние рынка аутсорсинга, приводит другие данные. По ее оценке, в III квартале было заключено на 22% меньше аутсорсинговых контрактов, чем во II квартале. В денежном выражении ситуация еще хуже. Общая сумма контактов составила 14,4 млрд. долл., что на 50% меньше, чем во II квартале. Впрочем, если сравнивать с результатами III квартала прошлого года, то объем рынка вырос на 5%.

Одна из причин спада — резкое сокращение числа крупных сделок. В последнем квартале был заключен всего один контракт на сумму более 1 млрд. долл. По сведениям TPI, в последний раз такая ситуация наблюдалась в 1996 г.

Явная тенденция нынешнего времени — уменьшение масштаба сделок. Как отмечает TPI, сейчас нормой стали суммы 5 — 15 млн. долл., в то время как еще недавно преобладали контракты на 50 — 100 млн. долл. Наблюдатели связывают это с тем, то заказчики стали передавать на аутсорсинг менее масштабные работы, чем раньше. К тому же они ждут от провайдеров немедленных результатов, поэтому сейчас особую важность приобретает тщательная проработка контрактных условий.

Версия для печати