Портал государственных услуг, запущенный официально в тестовую эксплуатацию в середине декабря с участием министра Щеголева, производит пока странное впечатление. Несколько дней подряд, сразу после запуска, проект с бюджетом исполнения около 6 млн. долл. был недоступен практически круглосуточно, а если страницы и загружались, что с большим “скрипом” и крайне неторопливо даже для канала со скоростью в 10 Мбит/c. Официально это объяснялось действиями хакеров, наладочными работами и всей подобной мишурой, которую предпочитают выдавать “в открытый эфир”, когда система не отлажена и запущена в “сыром” виде. Кроме того, с момента официальной презентации и по сегодняшний день на портале не обновляются новости — уже несколько дней подряд.

Между тем, формально портал должен заменить разрозненные данные, представленные дотоле на веб-сайтах госорганов власти, и должен стать центральной базой данных общедоступных документов о том, как гражданам действовать в той или иной ситуации при заказе услуг от государственных органов власти. Ведь именно здесь должна располагаться информация по 74-м приоритетным госуслугам, в дальнейшем — по 200-м, а через несколько лет, возможно, на портале можно будет найти информацию обо всех федеральных и региональных госуслугах, которых сейчас насчитывается около 4 тыс. Декларируется, что уже сейчас портал содержит формы заявлений, необходимых для получения госуслуг, которые можно скопировать с сайта и заполнить самостоятельно. Для каждой из услуг указываются получатели, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуются связанные с ними нормативно-правовые акты и адреса и телефоны ведомств.

Но если мы попробуем посмотреть, как организована информация в реальности, нас ждет несколько сюрпризов. Не всегда приятных. К примеру, раздел “Выдача паспорта гражданина Российской Федерации в случае утраты (хищения) паспорта” интересен многим. Сборник информации, представленный здесь, оставляет двоякое впечатление — есть ссылка на официальный сайт УФМС, указаны необходимые документы, стоимость и порядок оказания госуслуги, а также сроки и результат. Есть специальный раздел “Пошаговые инструкции”, где спокойным языком объясняется, что и как делать. Представлены образцы заявлений и шаблоны квитанций (открываются в pdf), дается информация об отделениях УФМС (для этого надо выбрать свой регион) с позиционированием на карте. Информация полезна, но она крайне общая — к примеру, платежные реквизиты территориального управления УФМС пользователю все равно надо доставать самостоятельно и вписывать в платежку от руки. Хотя подключить соответствующую БД и создавать шаблоны для оплаты пошлины в автоматическом режиме с обновленными реквизитами, технически не так уж и сложно. Нет и ссылок на базу похищенных паспортов (проект реализовывался недавно УФМС).

Еще один пример — раздел “Регистрация нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства”, тоже достаточно востребованный среди автолюбителей. По исполнению — “сырок”. Из полезного здесь только необходимые документы и стоимость услуг (будем надеяться, ее будут обновлять оперативно). Пошаговых инструкций нет, есть только “Заявление о регистрации нового или бывшего в употреблении автотранспортного средства”, но самое парадоксальное — оно в МОТОТРЭР ГИБДД просто не нужно, поскольку при регистрации в окошко сдаются только документы на машину и удостоверение личности, а все заявления на оплату специально обученные операторы вбивают в милицейскую базу “руками”, формируя заявление на своих бланках. Таким образом, ценность этого документа, мягко говоря, невелика. А вот в разделе “Адреса и телефоны” есть только адреса самих подразделений без указания, где там находятся площадки технического осмотра. Кстати, нет и бланков квитанций — их выдают только после заполнения всех документов, но на сайте госуслуг об этом — ни полслова. Очень похоже, что все разделы готовили ответственные сотрудники тех самых министерств и ведомств, о которых там идет речь — на соответствующем низком качестве.

Вдобавок, раздел “Личный кабинет” на портале Государственных услуг пока не работает (будет запущен, если верить объявлениям, с первого квартала 2010 года) — постулируется, что здесь пользователю будут доступны интерактивные сервисы для работы с ведомствами, а также персональные настройки портала. То есть зарегистрированные пользователи смогут в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. А по номеру документа, зайдя в “Личный кабинет”, можно будет отследить статус своего обращения. Постулируется, что “со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна для получения с использованием возможностей Портала”. Ждать осталось недолго, посмотрим что в результате получится.

Версия для печати