В ожидании возможности зарегистрироваться в личном кабинете справочно-информационного портала государственных услуг, запущенного только первого апреля, воображение услужливо рисовало мне разветвленную систему взаимодействия с органами власти, которые, несмотря на финансовый кризис, активно инсталлировали ИТ-системы в головных и региональных подразделениях. Казалось — вот теперь-то наконец не надо будет стоять в очереди, чтобы получить заветную бумажку, все процессы оформления нужных документов станут “прозрачными” и автоматизированными. С другой стороны, отлично представляя себе межведомственные склоки и невысокую эффективность бюрократической машины, не хотелось ожидать многого, чтобы не разочаровываться. Однако действительность соответствует полноценному провалу — о хотя бы средней эффективности сервисов портала госуслуг по-прежнему можно говорить с большой натяжкой.

Процедура регистрации в личном кабинете портала госуслуг выстроена в лучших традициях забюрократизированной процедуры подтверждения личности. Сначала пользователь заполняет всю информацию о себе, “сдает” системе для проверки свой номер пенсионного страхования и ИНН и только через две недели получает код активации для входа на этот веб-сервер. Причем — по обычной Почте России. И в реальности все это оборачивается большим “пшиком” — к примеру, я хоть и получил такое послание от “Ростелекома” (эта компания является подрядчиком Минкомсвязи по порталу госуслуг) с опозданием на два дня против контрольного срока доставки, сотрудники Почты России полностью проигнорировали необходимость доставить мне это сообщение лично в руки. Мне просто бросили в почтовый ящик крайне личное и конфиденциальное послание, которое по статусу отправления требует, чтобы почтальон попросил у меня документ, подтверждающий личность.

Но и пользователя, выдержавшего все эти сложности, после того как он зайдёт на портал, поджидает сюрприз. Неприятный. На середину апреля в разделе “Сервисы” собрано 19 министерств, вроде бы наиболее готовых к работе с гражданами. У каждого от одной до пяти полезных услуг. Если не вникать в подробности — кажется, что это очень много. Однако многие из этих услуг на самом-то деле никому не нужны: явно чиновники решили просто выполнить план и сдали на портал совершенно произвольный набор сервисов “для галочки”. Понять их можно — в формате электронного взаимодействия, когда все сроки и действия логируются, нельзя создать искусственные препоны, чтобы потом решить вопрос “в индивидуальном порядке”. Соответственно конвертация властных полномочий в звонкую монету существенно падает. Именно поэтому обычному пользователю на портале госуслуг предлагаются в целом совершенно не нужные сервисы. К примеру, какому обычному гражданину понадобится электронное заявление на выдачу лицензии в области производства алкоголя? Или как будто всем каждый день нужны документы для получения лицензии на образовательную деятельность? А такие возможности в разделах соответствующих министерств и ведомств имеются. Да и в разделе Федеральной налоговой службы, вроде бы самой “продвинутой” в области ИТ, размещена лишь пара услуг — подача налоговой декларации, почему-то только для юридических лиц (при том, что вообще-то портал госуслуг предназначен для частных пользователей) и регистрация в качестве ИЧП. На первый взгляд полезно, но это только ссылка на сам портал налоговой службы, откуда надо еще скачать пакет дополнительного ПО, а совсем не online-форма, как, в общем-то, задумывалось изначально. По какой причине нельзя было “прикрутить” сюда, к примеру, самый “боеспособный” и отлаженный сервис Госналогслужбы по поиску задолженностей по налогам (тем более, что он давно функционирует на www.nalog.ru), — тайна, покрытая мраком. Но по факту его просто нет.

Заглянув во все предлагаемые разделы, я пришёл к выводу, что полезными для граждан можно признать всего несколько ведомств. Одно из них — Пенсионный фонд РФ. Самый успешный и хорошо реализованный сервис — “расширенное извещение о состоянии индивидуального лицевого счета”. Теперь нет необходимости ждать ежегодное “письмо счастья”, чтобы понять, что происходит с пенсионными накоплениями: все доступно в режиме online. Правда, с сохранением предоставленных документов пока остаётся небольшая проблема: это можно сделать только в html-файле. А для некоторых документов хотелось бы, к примеру, PDF или формат Excel, но эта возможность отсутствует.

Федеральная миграционная служба предоставляет возможность получить и оформить заявление на получение загранпаспорта гражданина РФ нового поколения сроком действия 10 лет. Правда, здесь работают не все Java-скриты, поэтому на первом шаге анкеты, где требуется выбрать местоположение (регион проживания), всё “виснет”. Но этот “баг” можно обойти — достаточно выбрать свое месторасположение в самом верху веб-сайта, где на голубом фоне присутствует аналогичная возможность, но какой пользователь додумается до этого самостоятельно? Кстати, заявление на получение паспорта гражданина РФ придется заполнять “с нуля”, что как минимум странно: интеграция с базой данных УФМС явно не проведена — в противном случае пользователю все известные о нем данные просто бы “подставляли”, а так их надо вбивать заново. Хотя нет — ФИО и дату рождения система подставляет, но не ставит пол заявителя, что само по себе странно. Кстати, отсутствует возможность дистанционно отправить в УФМС документы о временной регистрации гостя. А это был бы крайне популярный сервис.

В разделе Министерства внутренних дел полноценно работает только форма обратной связи, где можно оставить свои пожелания по работе органов внутренних дел. Но в целом это можно реализовать и на официальном сайте МВД. А вот полезный функционал “Проверка наличия выписанных штрафов”, который порадовал бы любого водителя, демонстрирует только надпись: “В настоящее время ведутся работы на стороне сервиса ГИБДД. Попробуйте повторить запрос позднее”. Но никаких сроков не указывается. Можно, правда, подать заявление на прохождение Государственного технического осмотра через Сеть. Правда, к системе по Москве подключен только один пункт автоматизированного осмотра автотранспорта... в Северном административном округе. Вряд ли там справятся с обслуживанием жителей всех округов столицы.

Министерство здравоохранения и социального развития вроде бы может предложить “частникам” только информацию по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи — но и этот веб-сервис, как и ходатайство о выдаче приглашений на въезд в РФ в разделе МИДа, “по техническим причинам... недоступен”. Кстати, с такой надписью пользователю приходится сталкиваться чаще всего.

При весьма странном отношении к делу остальных ведомств можно признать вполне успешной работу двух скромных сервисов Минкультуры — к примеру, получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов (4 млн. единиц хранения): с его помощью я нашел не только многие из своих книг, но и установил наконец местоположение своего автореферата кандидатской диссертации.

По какой-то странной причине в Личном кабинете не сформирован раздел закладок — когда пользователь мог бы собрать для себя список полезных сервисов с быстрым доступом вместо того, чтобы бегать по общему перечню далеко не всегда работающих госуслуг. Нет хранилища верифицированных документов — свидетельств о рождении, о браке, сканов паспортов: между тем достаточно было бы “загнать” их в систему один раз, к примеру, в уполномоченном органе власти и подтвердить цифровой подписью должностного лица, чтобы они принимались всеми остальными “цифровизованными” услугами по умолчанию без необходимости демонстрировать бумажную копию документа.

Итак, после пристального изучения портала госуслуг в его версии середины апреля 2010 г. можно отметить, что полезных сервисов для обычных граждан здесь минимум. По сути это красивая и дорогостоящая декорация, за которой — пустота. В любом коммерческом тендере после представления заказчику такой “интеграции” исполнитель еще выплачивал бы ему неустойку за потраченное время. Правда, тут всегда можно “кивать” в сторону многочисленных смежников, каждый из которых виновен в отсутствии разумного наполнения на портале не меньше основного подрядчика. Но в подобных ситуациях обычно можно не спешить — все равно никого не накажут.

Версия для печати (без изображений)