Сегодня любой офисный работник имеет представление об облачных вычислениях. В отделе продаж считают, что облако должно открыть перед ними новые перспективы и сократить объем данных, которые им приходится вводить. Бизнес-подразделения требуют создания облачных сервисов, даже если понятия не имеют, что это должны быть за сервисы. Финансовый отдел слышал, будто облако позволяет на треть снизить затраты на ИТ-инфраструктуру.

Перефразируя известное высказывание Марка Твена о погоде, можно сказать, что каждый рассуждает об облаках, но никто не знает, что это такое.

Когда компании только приступают к использованию облаков, мнение и багаж знаний руководителя ИТ-подразделения становятся бесценным активом. Они приобретают особое значение, если CIO решает просветить главное заинтересованное лицо — генерального директора.

Первое требование — владейте фактами

Этот исключительно важный диалог можно было бы начать с демонстрации примера использования облачных вычислений в бизнесе и его сбалансированного, непредвзятого анализа, включая реалистичную оценку возможной экономии. Считается, что использование облака автоматически ведет к снижению затрат. В действительности же опрос тех, кто воспользовался услугами “ПО как сервис”, показал, что лишь примерно половина сумела сократить расходы, а четверть тратит больше, чем рассчитывала*.

Такое обсуждение с генеральным директором имеет то преимущество, что показывает вашу ориентацию на проблемы бизнеса и демонстрирует вашу приверженность фактам, а не общим словам.

Действительно, если руководитель ИТ-подразделения будет отвечать за облако, то первое требование к нему — знание фактической стороны дела.

Такое знание предполагает ведение досье, где собираются сведения об использовании облаков в некоторых ведущих компаниях, о действиях конкурентов и бизнес-партнеров.

Знание фактической стороны означает также, что CIO должен представлять, относится ли его компания к тем, кто может извлечь из облака хваленые экономические выгоды. Во многих случаях вы уже будете знать ответ на этот вопрос. А если ответ неизвестен, подробный анализ экономической эффективности (нацеленный на выяснение, за счет чего компания собирается уменьшить затраты и как это лучше сделать) может устранить последние остатки неопределенности.

Проводя анализ экономической эффективности, следует различать различные виды облаков. В инфраструктурных облаках, например, цены зависят от времени использования серверов, устройств хранения и сети, что значительно отличается от взимания платы за каждого пользователя при использовании размещенного в облаке ПО.

Кроме того, анализ экономического эффекта должен быть полным. Скажем, следует сравнить затраты на облачные вычисления не только со стоимостью использования внутренних систем, но и традиционного аутсорсинга. Надлежит обратить внимание на текущие расходы на облачные приложения, а не только на первоначальные затраты, и не останавливаться на достижении предполагаемой точки безубыточности. Анализ должен включать расчеты типа “что, если”, особенно в тех случаях, когда рассматривается влияние на затраты использования облака в меньшем или большем масштабе по сравнению с указанным в договоре.

Не стоит ограничиваться при анализе лишь ценовыми преимуществами облачных вычислений. Хотя снижение затрат наверняка является главным мотивом для большинства организаций (70% опрошенных компанией Accenture назвали более низкие начальные затраты на ИТ и сокращение стоимости обслуживания ИТ “очень важными” или “важными” причинами интереса к облакам), они стремятся извлечь и другие преимущества. Среди них были названы совершенствование обмена информацией и более тесное сотрудничество между людьми (67% ответов), новые способы привлечения клиентов (64%), ускоренный выпуск новых или усовершенствованных товаров и услуг (также 64%) и унификация процессов, используемых в различных регионах (62%)**.

Главное — и здесь мы вновь возвращаемся к тому, что нельзя подпадать под влияние рекламной шумихи, — знать, какие из этих преимуществ являются наиболее важными с точки зрения стратегии бизнеса и соответственно генерального директора. Например, ускоренный выход на рынок окажется важнее, чем снижение расходов, если это обеспечит победу над конкурентами. Положительный эффект облака может существенно различаться в зависимости от отрасли и даже для разных компаний одной отрасли.

Скажем, техническая компания раньше осваивает нововведения, чем ее главный конкурент, и лучше использует инновации для удовлетворения потребностей бизнеса. Если так, то руководитель ИТ-подразделения этой компании может получить преимущество за счет опережения в использовании облачных сервисов. Другими признаками готовности компании к применению облачных вычислений являются большое количество виртуализированных серверов, стремление централизовать функции ИТ и наличие опыта передачи инфраструктуры ИТ на аутсорсинг.

Всеми этими соображениями можно поделиться с генеральным директором. Если кто-то и поймет значение предпосылок для перехода к облаку, то именно он.

Расскажите о препятствиях на пути к облаку

Любому генеральному директору хочется знать, что может помешать извлечь преимущества от использования облака. В большинстве компаний у руководителей вызывают тревогу в первую очередь безопасность и надежность публичных облачных сервисов. Генеральный директор имеет все основания беспокоиться по поводу этих проблем, поскольку они затрагивают репутацию компании и ее отношения с клиентами. Если здесь что-то случится, это может привести к увольнению генерального директора.

Вот тут-то и пригодится составленное вами досье. Вы можете сообщить генеральному директору, как решают сходные проблемы другие покупатели облачных сервисов. Может быть, имеет смысл обрисовать некоторые потенциальные технические трудности, за которые генеральный директор, вероятно, не будет нести ответственность, но которые могут тем не менее помешать использованию облака. К такого рода проблемам относятся интеграция облачных сервисов с имеющимися в компании системами, относительная новизна доступных облачных сервисов, необходимость выделения времени и средств на перенесение приложений из внутренних систем в облако.

Утверждение плана

Если вы стремитесь заручиться доверием и поддержкой генерального директора, необходимо открыто обсудить с ним все стоящие на пути перехода к облаку препятствия. Но еще важнее описать преимущества предлагаемых вами облачных проектов.

С этой целью вам следует привлечь несколько обладающих творческими способностями коллег из других департаментов. Эти менеджеры войдут в состав многофункциональной группы по разработке облачной стратегии, отвечающей за выбор наиболее перспективных проектов, проведение испытаний, отслеживание результатов и выдачу рекомендаций по поводу того, какие пилотные проекты заслуживают полного финансирования.

Хороший генеральный директор принимает решения на основе фактов, а не модных веяний. Он поддерживает инициативы, которые идут на пользу бизнесу в целом, а не отдельным его звеньям. Если руководитель ИТ-подразделения будет учитывать мотивы генерального директора, ему удастся наладить этот жизненно важный диалог.

* SaaS Returns Bolster Cloud Computing’s Promise. Computer Economics. 2009 г. В ходе этого исследования было опрошено 200 ИТ-подразделений. Не ясно, кто выступал от их имени, в каких странах и когда проводилось исследование.

** Global Cloud Computing Survey. Accenture Institute for High Performance. В ходе данного исследования было опрошено 609 руководителей ИТ-подразделений и других старших руководителей в восьми странах: 201 в США, 103 в Китае, 54 в Бразилии, 51 в Сингапуре и по 50 во Франции, Германии, Японии и Великобритании. Опрос проводился в октябре-ноябре 2009г.

Версия для печати