После грандиозного провала приложения Google Wave, вокруг которого было поднято слишком много шума, руководителям корпорации пришлось с горечью осознать, что люди не будут выстраиваться в очередь за технологией лишь потому, что в Google ее считают полезной и передовой. В этом едины все аналитики.

Это главная причина, по которой руководители корпорации, отвечающие за разработку системы мобильных платежей Google Wallet, которая будет запущена этим летом в Нью-Йорке и Сан-Франциско, решили проявить осторожность и не проводить по этому поводу парад победы.

На сегодняшний день Google Wallet является наиболее серьезной попыткой изменить порядок мобильных платежей в США. Потребители должны приобрести смартфоны Sprint Samsung Nexus S 4G под управлением Android 2.3 Gingerbread. Эта ОС поддерживает беспроводную связь малого радиуса действия (near field communication, NFC).

Затем владельцы Nexus S 4G могут загрузить приложение Google Wallet из магазина Android Market и ввести данные карты Citi MasterCard либо предоплаченной карты Google в приложение и микросхему NFC своего смартфона. После этого потребители смогут расплачиваться за товары через специальные, оснащенные для работы с сетью NFC терминалы более чем в 124 тыс. розничных магазинах, предоставляющих услугу MasterCard PayPass (в мире их свыше 311 тыс.).

Сначала партнерами по работе с Google Wallet станут Subway, American Eagle, Radio Shack и Toys “R” US. Поскольку приложение Wallet доступно лишь на одном смартфоне, обслуживаемом третьим по величине оператором сотовой связи в стране, возникает вопрос, что побудит потребителей использовать данный сервис.

Помимо обычных программ лояльности, на которые могут рассчитывать покупатели при использовании Wallet в названных городах, Google объединяет Wallet с Google Offers — региональной службой покупок, напоминающей Groupon. Потребители могут сохранять отсканированные купоны в своих смартфонах, синхронизировать их с Google Wallet и использовать их в тех же магазинах, предоставляющих услугу PayPass.

У этого сервиса много достоинств, и некоторые потребители могут оставить свои кошельки дома и расплачиваться с помощью смартфона. Однако не вполне ясно, сколько людей готово опробовать Google Wallet.

Омар Бедье, вице-президент по платежам, которого Google (NASDAQ:GOOG) переманила из PayPal для создания Google Wallet, признал, что мобильные платежи давно сталкиваются с дилеммой “курицы и яйца — сколько имеется смартфонов с микросхемой NFC и как вы можете их использовать”.

Аналитики с ним согласны.

“Я не уверен, что массовый покупатель готов расплачиваться с помощью смартфона, — сказал корреспонденту eWeek отраслевой аналитик Джек Голд. — У потребителей сейчас столько вариантов, что их становится слишком много. Думаю, главная проблема, которую предстоит решить потребителям, заключается в доверии. Дело не столько в технологии, сколько в том, кому я доверяю быть моим кредитором. Это Google? Или это оператор связи?”.

По словам Голда, вся информация о кредитной карте хранится на защищенной микросхеме NFC, которая саморазрушается, если кто-то попытается ее взломать. В случае утраты смартфона Google и ее партнеры могут заблокировать все кредитные карты, данные которых хранились на чипе.

Тем не менее, Голд считает, что Google Wallet может получить распространение лишь среди технически грамотных людей. Во всяком случае, в США и в Европе. “На развивающихся рынках, где вариантов оплаты может быть меньше, расчеты с помощью смартфона действительно могут стать популярными. Там уже осуществляются расчеты с помощью SMS и даже банковские платежи по телефону”.

Google Wallet необходимо изменить мнение клиентов

Аналитик Эйви Грингарт из компании Current Analysis, присутствовавший 26 мая на ланче в Нью-Йорке по поводу Wallet и Offers, считает, что скептицизм в отношении Wallet оправдан.

“Обстоятельства против любой широкомасштабной инициативы вроде этой. Но Google Wallet произвела на меня сильное впечатление, особенно объединением с Google Offers, — сказал Грингарт корреспонденту eWeek. — Все инициативы с использованием NFC сталкиваются с дилеммой курицы и яйца: недостаточно устройств с NFC, недостаточно кассовых терминалов, которые с ними работают”.

Однако, по словам Грингарта, Wallet представляет собой лучшую мобильную платежную систему, какую ему приходилось видеть, поскольку Google Offers является реальным стимулом для ее использования потребителями. Исследователи из компании BIA/Kelsey считают, что расходы потребителей США на покупку товаров, предлагаемых в течение одного дня, вырастут с 873 млн. долл. в 2010 г. до 6 млрд. долл. в 2015 г.

Google будет получать обычные в таких случаях 50% выручки от продаж, сделанных через Offers, и зарабатывать деньги на рекламе с помощью Offers. Однако она не будет получать долю от каждой транзакции через Wallet, что обрадует банки и провайдеров платежных систем, сказал Грингарт.

“Единственными, кто не получит выгоды от покупок, будут операторы связи и производители смартфонов. Google, видимо, считает, что они пойдут на это, потому что этого хотят потребители, — заметил Грингарт. — Что ж, посмотрим”.

Действительно, если Sprint участвует в Google Wallet, то у Verizon Wireless, AT&T и T-Mobile имеются собственные планы создания платежных систем с помощью ISIS — платформы с использованием NFC, которую они намереваются запустить в 2012 г. при поддержке многочисленных банков и провайдеров платежных сервисов.

Алистер Ньютон, аналитик из компании Gartner, сказал, что будет трудно убедить клиентов перейти на Google Wallet и другие подобные сервисы. Привлекательность Wallet заключается в объединении мобильных платежей и призов за лояльность, считает он.

Более того, по мнению Ньютона, важным фактором развития таких сервисов будет территориальная близость к потребителю. Например, недостаточно сообщить ему по электронной почте о продаже; необходимо, чтобы покупатель находился недалеко от продавца.

Скажем, потребитель проходит мимо магазина Starbucks и получает на свой смартфон сообщение о бесплатном кофе. На основе такой мгновенной, проактивной реализации предложения складывается лояльность покупателей. Это подлинно мобильная, локальная торговля. Стефани Тилениус, вице-президент Google по коммерции, для краткости называет ее Molo.

По словам Тилениус, потребуется время для развертывания потенциала Google Wallet, но “не так много, как вы думаете”. У Google нет иллюзий, будто на пути широкого освоения Wallet нет никаких препятствий.

Версия для печати