В конце апреля корпорация Microsoft объявила о своем намерении запустить до конца 2011 г. в России в рамках партнерства с компаниями “ВымпелКом” и СКБ “Контур” новое облачное решение Microsoft Office 365. Утверждается, что, благодаря достигнутым договоренностям, корпоративные клиенты “ВымпелКома” и СКБ “Контур” смогут воспользоваться настольными приложениями Office, а также решениями для совместной работы и объединенных коммуникаций (Microsoft Exchange Online, Microsoft SharePoint Online, Microsoft Lync Online), взяв их в аренду и оплачивая по мере использования. Подобная бизнес модель, уже хорошо зарекомендовавшая себя на Западе, появится в России впервые.

Данный облачный сервис будет особенно привлекателен для организаций любого размера, от малых и средних предприятий, которым не придется покупать аппаратные и программные средства и содержать штат специалистов, поддерживающих систему, так и крупным компаниям, которые могут экономить деньги, размещая часть своей инфраструктуры в облаке, при этом они могут сконцентрировать свои усилия на основных задачах бизнеса, перевести часть своих расходов по ИТ в OpEx, а также быстро предоставлять вычислительные мощности и приложения, когда они потребуются бизнесу. Очень популярным сценарием для крупной компании является, например, следующий: отдельным подразделениям выгоднее использовать, к примеру, онлайновую редакцию почтового сервера (Exchange Online), в то время как другие департаменты остаются подключенными к аналогичному серверу в корпоративной сети. Многие функции защиты информации, резервного копирования, обновления версий, распределения полномочий и ролей возьмет на себя провайдер услуги.

Собственно, этот подход во многом и отличает предложение Microsoft от аналогичных сервисов конкурентов, главным из которых является компания Google. Если сервисы Google Apps предоставляются только в онлайновом режиме, то Microsoft предлагает альтернативу в виде локального развертывания на площадке предприятия офисных и коммуникационных приложений, а также гибридных конфигураций, сочетающих облачные и локальные компоненты. По сути, речь идет о реализации концепции ПО плюс сервисы (S+S), уже давно пропагандируемой Microsoft. Возьмем, к примеру, коммуникационные компоненты Office 365: сервер электронной почты, календарей и адресных книг Exchange Online и решение для обмена мгновенными сообщениями, организации видео- и голосовых конференций Lync Online. Если компания уже использует локальный Exchange Server, то она при желании может легко переместить почтовый сервер в облако и получать соответствующую услугу от Exchange Online. При этом сохранятся все настройки, права доступа и связь со службой каталогов Active Directory. Возможны и комбинированные конфигурации, когда часть подразделений использует локальный Exchange Server, а часть — облачный Exchange Online.

Остается также свобода выбора почтового клиента. Им может быть и установленный на компьютере стандартный Outlook 2007 и 2010 под Windows либо Entourage 2008 и Outlook 2011 под Mac OS, и Web-клиент Outlook Web App (OWA), работающий в браузере и не привязанный к платформе Windows или Mac. По функциональности отличия Web-клиента от Outlook несущественны. Почтовый сервис Google Gmail также допускает использование Outlook, но для этого на пользовательский компьютер необходимо устанавливать специальный plug-in, что требует дополнительных трудозатрат на конфигурирование и администрирование системы.

Наряду со стандартным, имеется также специальный тариф для пользователей, не работающих на компьютере постоянно (Deskless или kiosk): он примерно вдвое дешевле, но объем почтового ящика ограничен 500 Мб. Все вышесказанное, за исключением интеграции с Active Directory, доступно в редакции Small Business Office 365, предназначенной для организаций, имеющих до 25 пользователей. Кроме того, можно будет подписаться и на редакцию Enterprise Office 365, не ограничивающую число пользователей и предлагающую более высокий уровень технической поддержки. Этот сервисный план помогает существенно экономить деньги на ПО, так как они покупают только необходимый функционал для работников, не имеющих своего рабочего места или несколько человек пользуются одним терминалом. Пример — работники на производстве или в розничных точках, ресторанах. Обычно таким работникам требуется базовый функционал почты, минимальное использование корпоративного портала, легкое редактирование документов в тонком браузере, что можно сделать с помощью веб-приложений Office.

В сервисе Lync Online на момент запуска предусмотрен обмен мгновенными сообщениями, одноранговая аудио- и видеосвязь через Интернет или интрасеть (если вы используете систему внутри компании). Интеграция с Office и SharePoint, безусловно, возможна. Это необходимо для того, чтобы настольные приложения имели сведения о присутствии пользователя в сети и карточки контактов, а также функцию связи, которую можно начать, буквально, одним щелчком. Кроме того будет доступна конференц-связь. В систему также заложены такие опции, как аудио-, видео- и веб-конференц-связь, при этом она может быть как незапланированная, так и по расписанию. В целом все это очень похоже на локальный продукт, по крайней мере, с точки зрения обмена мгновенными сообщениями, присутствия и конференц-связи.

Имеется ряд существенных отличий от Lync размещаемого локально, но самое значимое из них — после запуска голосовая связь будет представлена только в виде однорангового VoIP через Интернет и интрасеть. Не предусмотрена возможность звонить из клиента Lync на телефонные номера ТСОП.

Правомерен вопрос: зачем платить за Office 365, если на рынке присутствуют аналогичные бесплатные сервисы, самый известный из которых — Google Apps. Но, очевидно, корректно сравнивать Office 365 с платным сервисом для бизнес-пользователей Google Apps for Business, который по финансовым условиям очень близкий к Office 365. Проводя сравнительный анализ представители Microsoft обращают внимание на такие особенности Office 365, как тарифная гибкость (существуют разные планы в зависимости от потребностей, тогда как у Google бизнес-сервис стоит фиксированные 50 долл. в год на пользователя), более широкий функционал, привычные средства форматирования документов. Кроме того, следует иметь в виду, что в корпоративном секторе чрезвычайно широко используются как офисные приложения Microsoft, так и ее серверные продукты, в частности Exchange Server, которые тесно интегрированы с остальными компонентами Office 365.

В связи с предстоящим развертыванием Office 365 в нашей стране уместно напомнить, что на протяжении ряда лет некоторые партнеры Microsoft оказывают услуги хостинга систем Exchange, SharePoint и CRM. В отличие от модели хостинга, сервис Exchange Online предоставляется на технологической платформе Microsoft, эксплуатируемой в дата-центрах корпорации. Иными словами, Microsoft не просто предлагает программное обеспечение, но и поддерживает его работу, хранит пользовательские данные (в ЦОДах Microsoft, которые распределены по всему миру; предполагается географическое дублирование данных), защищает почту от вирусов и спама, обеспечивает техническую поддержку, и все это по единым ценам в рамках фиксированных пакетов услуг и уровней SLA.

В случаях партнерского хостинга появляются дополнительные сервисы. “Наше комплексное предложение “Билайн Бизнес” будет включать в себя различные телекоммуникационные услуги и Microsoft Office 365, — пояснил ведущий менеджер “ВымпелКома” по бренд-коммуникациям Инна Москалева. — Оно должно заинтересовать в первую очередь предприятия сферы обслуживания и розничной торговли. Также оно может быть интересно туристическим фирмам и логистам. Вполне вероятно, что предложение найдет отклик у разработчиков программных решений и частных лиц, работающих дома. Вначале “ВымпелКом” запустит пилотный проект: нам важно изучить реакцию рынка, узнать, насколько клиенты готовы к данной модели предоставления услуг. На первом этапе будет предложено два-три пакета услуг, ориентированных на различные сегменты клиентов. В дальнейшем, по мере развития рынка, эти пакеты будут к нему адаптироваться”.

СКБ “Контур” будет продавать Microsoft Office 365 в пакетах со своими Web-сервисами — системой предоставления отчётности через Интернет “Контур-Экстерн” и электронным бухгалтером “Эльба”, — рассказал директор СКБ “Контур” по стратегическому развитию Петр Диденко. — Чуть позже мы предложим нашим клиентам ещё один комплект — Office 365 плюс сервис обмена первичными документами “Диадок”. Все предлагаемые нами Web-решения отвечают за автоматизацию тех или иных бизнес-процессов и сегодня имеют большую клиентскую аудиторию в России. Только у одного “Контур-Экстерна” более 1 млн. абонентов — юридических лиц. Наши основные клиенты — это организации малого и среднего бизнеса, которые в процессе своего роста и развития сталкиваются с определенными проблемами. Мы с большим оптимизмом смотрим на перспективы продаж Office365 совместно с нашими решениями, потому что такие пакетные предложения, наверняка, помогут клиентам в решении их насущных проблем”.

Версия для печати