По прогнозу аналитической компании Gartner, рынок “ПО как услуга” (Software As a Service, SaaS) в 2011-м вырастет на 20,7% по сравнению с 2010-м и достигнет 12,1 млрд. долл. Подъем продолжится до 2015-го и тогда объем продаж составит 21,3 млрд. долл., т. е. более чем вдвое больше, чем в 2010-м.

Под SaaS компания Gartner подразумевает ПО, которое принадлежит, управляется и доставляется дистанционно одним или несколькими провайдерами услуг. Потребители используют это ПО по подписке или по контракту, оплачивая услуги по мере потребления.

Аналитики отмечают рост популярности такой модели доступа к приложениям. Они объясняют это тем, что сокращение бюджетов вынуждает предприятия искать более дешевые способы использования ПО, услуги SaaS становятся более зрелыми, а облачные технологии привлекают все больше интереса. В связи с развитием услуг SaaS и их широким распространением уменьшаются первоначальные опасения по поводу безопасности, времени реагирования и доступности сервиса. Вендоры расширяют сети партнеров по предоставлению таких услуг, усиливается отраслевая специализация сервисов, укрепляются сообщества партнеров и потребителей.

В последнюю пару лет шум вокруг SaaS несколько утих и сместился в сторону облачных вычислений — более широкой концепции, которая также охватывает и технологию SaaS, представляющую собой слой приложений в общем архитектурном стеке облака. Однако Gartner считает SaaS основным индикатором успеха концепции облачных вычислений и полагает, что сейчас примерно 75% объема услуг SaaS можно считать облачными услугами, а к 2015-му этот показатель достигнет 90%, так как модель SaaS станет более зрелой и сольется с облачной моделью.

Самым большим на рынке SaaS является сегмент управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). По прогнозу, в 2011-м его объем достигнет 3,8 млрд. долл. (в 2010-м — 3,2 млрд. долл.) и составит 32% рынка SaaS. По мнению аналитиков, по мере развития услуг “CRM-по-требованию” расширяется их распространение и все больше предприятий считают SaaS приемлемой моделью компьютерного сервиса.

Объем сегмента управления контентом, коммуникаций и совместной работы (CCC) превысит 3,3 млрд. долл. (в 2010-м — 2,8 млрд. долл.). Но с точки зрения применения модели SaaS развитие этого сегмента происходит неравномерно. Так на SaaS-услуги приходится лишь 5% рынка управления контентом и 83% рынка веб-конференцсвязи.

Доход от доставки ERP по модели SaaS достигнет 1,7 млрд. долл. (в 2010-м — 1,5 млрд. долл.). На самом рынке ERP на долю модели SaaS приходится лишь 7%. С помощью модели SaaS чаще всего используются средства управления кадрами, а для управления корпоративными ресурсами и производством подход SaaS почти не применяется.

Версия для печати