Некачественная информация и непонимание сути облачных вычислений мешают компаниям использовать их преимущества

Лавина информации об облачных вычислениях приводит многих людей к мысли, что всё, чем могла бы их заинтересовать эта технология, уже известно. Однако по мнению многих поставщиков ИТ-решений, помогающих своим клиентам переходить на облачные вычисления, главным тормозом на этом пути является отсутствие ясного понимания сути облачных вычислений.

По словам Конни Арентсон, президента Heartland Technology Solutions, недопонимание сдерживает использование облаков. “Люди имеют свою собственную инфраструктуру, и в ней находятся все их данные. Этот факт плюс знание того, где содержится конкретная информация, создают ощущение безопасности”, — отмечает она.

Арентсон считает, что ее клиенты реально начнут задумываться об облачных вычислениях, когда их нынешняя аппаратура исчерпает ресурс и потребует замены.

Так же думает и Грег Онопренко, президент компании e-ternity Business Continuity Consultants. “Просвещение, — говорит он, — всегда очень важно, поскольку многие пользователи находятся лишь на подходе к облачным вычислениям. Они многого толком еще не понимают, и мы тратим изрядное время на информирование клиентов о том, что такое облака, так как в этом вопросе всё еще много путаницы”.

По мнению Оноприенко, лучший способ устранить пробелы в знаниях клиентов — рассказать им о практике аналогичных компаний и ИТ-отделов, уже получивших выигрыш от перехода на облачную инфраструктуру.

Джейсон Бистрак, директор Cloud Services компании Ingram Micro, считает, что заблуждения пользователей в отношении облаков подпитываются рекламой поставщиков. “Понятие облака, — отметил он, — стало весьма расплывчатым, так как практически все, кто продают ИТ, стараются прицепить к своему продукту ярлык облака. Мы отслеживаем поставщиков, называющих себя поставщиками облачных технологий. Маркетинг — реальный корень неразберихи”.

Результатом недостаточной образованности в облачных технологиях является естественное недоверие к неизвестному и нежелание менять работающую модель на непроверенную, даже если последняя сулит экономию и эффективность.

“Чтобы преодолеть торможение, людей надо учить. Надо помочь им понять, что они могут перенести избранные системы в облако без особых помех для бизнес-процессов и конечных пользователей, а их данные останутся в сохранности, безопасности и стабильной доступности”, — полагает исполнительный директор CloudStrategies Пит Заррас.

По его мнению, внедрение облаков будет ускоряться по мере того, как пользователи станут достаточно информированными о безопасности и надежности облачных сервисов, перестанут зацикливаться на технологии и вновь перенесут внимание на достижение искомых целей своего бизнеса.

“Это дело времени — оценить облако в контексте базовых бизнес-решений, движущих механизмов и инициатив, — пояснил Заррас. — Вопрос не в облаке ради облака. Вопрос в том, как облако вписывается в ритм других бизнес-событий. Перед вами стоят деловые или технические цели, а облако предоставит ясный и эффективный путь к их достижению”.

Сегодня для большинства компаний главным тормозом являются опасения за безопасность данных и неясность того, что с ними происходит в облаке. Однако здесь виден определенный просвет.

“Если реально вдуматься в вопрос безопасности, становится ясно, что проблема во многом является надуманной, — считает Бистрак из Ingram Micro. — При перспективном взгляде понятно, что большинство провайдеров облаков использует более прогрессивные методы и политики обеспечения безопасности, чем те, что применяет основная масса конечных пользователей. С точки зрения физической безопасности провайдерские центры обработки данных находятся на новейшем технологическом уровне”.

В числе других поводов для сомнений упоминают тот факт, что надежность облачных сервисов зависит от доступа в Интернет. Провайдеры стараются решить этот вопрос, предлагая и устанавливая одновременно несколько сервисов интернет-доступа от разных операторов и связывая их вместе, чтобы обеспечить повышенный уровень обслуживания при нормальных условиях. А при нарушении работы сервиса одного из операторов сеть тут же переключается на другого.

Другие мотивы беспокойства связаны с вопросами владения, ответственности и возмещения убытков при потере или повреждении данных клиента. Хотя последнее время было немало сообщений о кражах или других случаях компрометации клиентских данных, еще не сформировалось прецедентное право, отвечающее на вопрос, кто реально владеет данными и кто конкретно несет за них ответственность. Поднимаются и другие вопросы. Что происходит, если клиент перестает платить за облачный сервис? Обязан ли тогда провайдер продолжать обеспечивать доступ к клиентским данным? Как должен действовать клиент, если кто-то украдет его данные из хранилищ провайдера облака?

Возможно, еще одной причиной “туманности” облачных сервисов является употребление самой метафоры облака.

То, что принято называть облачными вычислениями, является всего лишь альтернативным способом оказания ИТ-услуг. Ничего таинственного тут нет. Вместо размещения серверов и памяти на пользовательских площадях их размещают в центре обработки данных, который обслуживает компания, чья единственная функция — управление этим центром. Пользователи могут всецело сфокусироваться на ведении своего бизнеса, передав ИТ в другие руки.

Это дает надежду, что число компаний, заинтересованных в облачной технологии, будет расти.

Версия для печати