Хотя большинство докладов на прошедшей в начале марта ежегодной конференции пользователей системы Microsoft Dynamics NAV было посвящено использованию ее возможностей для управления предприятиями среднего и малого бизнеса (СМБ) и уже осуществленным проектам внедрения, название форума “Бизнес послезавтра” недвусмысленно свидетельствует о том, что в фокусе внимания Microsoft сегодня те стратегические направления, которые будут определять перспективу отрасли ERP. Прежде всего речь идет об облаках. Так, директор Microsoft Business Solutions в России Владимир Водянов заявил, что традиционная модель использования ERP-систем, в отличие от облачной, крайне неудобна и не выгодна, но сегодня далеко не все заказчики это понимают. Он призвал участников конференции присматриваться к облачным моделям уже сейчас.

Речь идет не только об облачных сервисах самой Microsoft, а их в настоящее время уже немало: это и Office 365, и Exchange Online, и SharePoint Online, и, наконец, полноценная облачная платформа Azure. К примеру, генеральный директор компании “СКБ-Контур” Дмитрий Мраморов рассказал о том, что предлагаемые ими онлайновые сервисы электронной бухгалтерии “Эльба” и обмена первичными документами “Диадок” очень популярны в компаниях сегмента СМБ, а у системы представления налоговой отчётности через Интернет “Контур-Экстерн” уже более миллиона абонентов. Возможна интеграция указанных сервисов с облачными системами других провайдеров. Один из примеров подобной интеграции — известное комплексное предложение “Контур 365”, включающее в себя сервисы “Эльба” и Office 365. А онлайновая система обмена электронными юридически значимыми документами “Диадок”, поддерживаемая собственным удостоверяющим центром “СКБ-Контур”, может быть интегрирована с Microsoft Dynamics NAV.

По словам менеджера по разработке из копенгагенского Microsoft Development Center Юрия Беленького, уже нынешняя версия Microsoft Dynamics NAV 2009 R2 предоставляет отдельные облачные возможности: прямое подключение к удаленному серверу через Интернет, поддержку технологии виртуализации App-V и хостинга в частном или публичном облаке. Однако по-настоящему облачной обещает стать следующая версия Microsoft Dynamics NAV 7, которая будет развертываться еще и на облачной платформе Microsoft Azure. Кроме того, в ней впервые будут поддерживаться 64-разрядные серверы, появятся SharePoint- и Web-клиенты.

Тем не менее реальные облачные проекты на основе Microsoft Dynamics NAV ведутся уже сегодня, и один из них, выполненный российской компанией Mindcore, вызвал особый интерес аудитории, поскольку наглядно продемонстрировал преимущества такой модели в условиях глобализации. Как верно заметил вице-президент Microsoft Dynamics в регионе EMEA Бенуа де ля Тур, тенденция глобализации российского бизнеса станет еще более ярко выраженной после вхождения нашей страны в ВТО. В данном случае Mindcore имела дело с международной компанией HotFrost, расположенной в Гонконге и выпускающей оборудование для охлаждения воды, которое поставляется, в частности, в страны СНГ и Балтии. У компании есть украинский офис, который собирает заказы и размещает их на предприятиях, расположенных в Китае и Корее. Ему необходимо готовить отчётность по стандартам МСФО для головной компании. Указанная функциональность была реализована системой Microsoft Dynamics NAV, используемой в режиме хостинга.

В качестве хостинг-провайдера выступает латвийская фирма Hortus Digital CIA, арендующая ресурсы дата-центра в Амстердаме и предоставляющая доступ к развернутому там приложению Dynamics NAV через свое ПО виртуализации десктопов HD SaaS Enterprise Desktop. В ходе проекта компания Mindcore выполняла консалтинговые функции, обеспечив необходимые заказчику настройки ERP-системы. Заказчик оплатил единоразовые затраты на консалтинг и получает платную ежегодную поддержку от Mindcore. В свою очередь, фирма Hortus Digital отвечает за бесперебойное функционирование прикладного сервиса Dynamics NAV и в зависимости от гарантируемого уровня доступности (99,0 или 99,9%) получает от заказчика те или иные ежемесячные платежи. Впрочем, один вопрос ввел исполнительного директора Hortus Digital Дыдзиса Шимиса в замешательство. Предусмотрена ли ответственность провайдера за потерю данных заказчика и какова она? Ведь сколь маловероятной ни была бы подобная потеря, она возможна. Как признался Дыдзис Шимис, они такую ситуацию вообще не рассматривали, но если у заказчика есть опасения, он, по-видимому, должен обращаться в страховую компанию. В целом же данный проект продемонстрировал облачные возможности глобализации бизнеса как для заказчиков, так и для поставщиков ИТ-услуг.

Версия для печати (без изображений)