В последние годы компания Cirtix активно пытается расширить свое традиционное поле деятельности — поставки инфраструктурного ПО, в первую очередь средств терминального доступа и технологий виртуализации — за счет развития набора сервисов по поддержке коллективной работы. Очередным шагом в этом направлении стало приобретение в апреле 2012-го датской фирмы Podio с ее одноименной онлайновой программной платформой для обеспечения сотрудничества и управления проектами. В августе в Москве побывал один из основателей Podio, а ныне директор по стратегии развития этого бренда в компании Citrix Йон Фрода, во время визита которого была представлена первая русская версия этого сервиса. С ним беседовал обозреватель PC Week Андрей Колесов.

PC Week: Средства поддержки групповой работы и управления проектами — давнее, хотя и постоянно развивающееся направление софтверной отрасли. Чем Podio отличается от того, что было и что есть на этом рынке, что позволяет вам надеяться на успех именно вашего продукта?

Йон Фрода: Мы не просто надеемся, мы уверены в успехе, имея для этого все основания. Вы совершенно правы: сотрудничество, в том числе в рамках проектной работы, — это давнее направление применения ИТ. Но главное — оно и динамично изменяющееся, поскольку потребности пользователей все время возрастают, а появление новых технологий позволяет создавать качественно новые средства. Инновации — вот та основа, благодаря которой даже новички могут выйти на, казалось бы, уже полностью занятый рынок, вмешаться в спор ведущих игроков и даже вырваться в лидеры. Podio — как раз такой пример.

Я бы выделил две основные особенности нашего продукта. Первая — ориентация на конечных пользователей, которые, не имея каких-то особых технических знаний и навыков, могут самостоятельно выполнять его установку и настройку, использовать дополнительные приложения для Podio и даже создавать свои собственные, в том числе не написав ни строчки программного кода. Современное прикладное решение должно быть таковым, чтобы им могла пользоваться даже бабушка на пенсии. Для примера скажу, что моя мама, которой уже под семьдесят, не только работает с Podio, но и делает приложения для него.

Я могу при вас сейчас написать простое приложение, например для регистрации участников мероприятия, которое не только сможет выполнять нужный набор функций и поддерживать определенный мной бизнес-процесс, но и будет доступно почти на любых мобильных устройствах. (А. К: что Йон Фрода тут же и сделал, задав гипотетическую конференцию, сделав форму регистрации и показав процесс самой регистрации с отправкой уведомления о ней на свой смартфон и обратного подтверждения с этого устройства).

Вторая особенность Podio связана с первой. Подавляющее число решений поддержки коллективной работы, в том числе от таких компаний, как IBM или Microsoft, изначально предполагают непосредственное и серьезное участие ИТ-отделов в процессе внедрения, адаптации и сопровождения этого ПО. Да и вся схема управления корпоративными ИТ базируется на централизованной модели, которая подразумевает, что кто-то наверху на основе предложений ИТ-отдела решает, что нужно применять в компании, а потом уже с этим решением работают все конечные пользователи. Соответственно, если мне как пользователю нужно какое-то новое средство, то я подаю заявку в ИТ-отдел, он ее рассматривает, согласовывает с начальством и спустя какое-то время (через несколько месяцев — написав что-то самостоятельно или купив у вендора) дает мне необходимый инструмент. Podio радикально меняет такую традиционную схему взаимоотношений между конечными пользователями и ИТ-подразделениями. В нашем случае почти всю работу по установке и адаптации приложения делает сам сотрудник, а помощь ИТ-отделов нужна только в редких случаях по мере появления каких-то серьезных трудностей.

PC Week: Похоже, вы рассказываете о реализации идеи BYOD [Bring Your Own Device, “принеси свое собственное устройство”] применительно к ПО.

Й. Ф.: Совершенно верно! Мы увидели эту тенденцию еще четыре года назад, когда, кажется, и самого термина BYOD не существовало, и начали проект по созданию Podio. В мире ИТ за последние годы произошли качественные изменения, которые во многом касаются взаимоотношений между сегментами корпоративных заказчиков и частных пользователей. До сих пор проникновение ИТ в общество, в том числе в домашнюю его жизнь, шло в основном через деловую деятельность. Проще говоря, дома люди пользовались примерно тем же, что им уже было знакомо по работе.

Сейчас этот поток распространения ИТ сменил новый вектор: сотрудники хотят применять на рабочем место то, что они уже знают по дому и что удобно именно им. Они самостоятельно используют довольно изощренные ИТ-средства (почту, социальные сети, разного рода приложения и пр.), умеют их настраивать, адаптировать под себя. И хотят всё то же самое делать на своем рабочем месте. Не говоря уже о том, что и представление о рабочем месте радикально поменялось. Сотрудники не желают быть жестко привязаны к письменному столу и стулу, они хотят мобильности, выбирая самостоятельно — где и как им выполнять свои регулярные служебные обязанности и оперативные задания начальства.

И такое изменение отношений к стилю работы становится уже не прихотью отдельных людей, а настоятельным требованием рынка, с которым работодатели должны считаться в полной мере. Молодое поколение, и речь идет уже не о выпускниках школы, а о зрелых специалистах в возрасте до 30 лет, хочет работать именно таким образом, это часто становится даже уже не решающим фактором при выборе места работы, а просто обязательным изначальным условием. В Европе мы это видим очень хорошо.

PC Week: Значит, Podio — это средство для домашних пользователей, которое они могут применять и на работе?

Й. Ф.: Нет, и это опять же принципиально важно. Podio — это все же именно корпоративное средство, но реализованное в новой парадигме BYOD. Конечно, его могут применять и сугубо домашние пользователи, в том числе школьники и пенсионеры. Но основная целевая аудитория — сотрудники компаний, которые будут использовать его в деловых целях. Однако в Podio изначально заложена новая модель взаимоотношений между ИТ-отделами и конечными пользователями с возможностью его применять его самостоятельно, причём где угодно. При этом вполне вероятно, что инициатором внедрения Podio в компании станет именно ИТ-отдел, который потом будет осуществлять некоторое централизованное управление этой системой через поддержку пользователей. Я хочу обратить на этом момент особое внимание: Podio — очень удобная вещь для ИТ-подразделения, поскольку помогает ему работать в условиях новых взаимоотношений с конечными пользователями.

PC Week: Давайте посмотрим на ваш сервис с другой стороны: насколько данное направление вписывается в бизнес Citrix? Все же эта компания всю свою жизнь занималась инфраструктурным, а не прикладным ПО и работала как раз с ИТ-отделами, а не с конечными пользователями.

Й. Ф.: Кажется, мы с вами уже достигли единодушия в понимании того, что ИТ-мир переживает момент довольно радикальных изменений. И это, конечно, касается не только ИТ-отделов, но и ИТ-поставщиков, которые корректируют свое позиционирование на рынке, расширяют сферу своих интересов, формируют новые решения, дополняют свои продуктовые модели работы на рынке сервисными… Все это относится и к Citrix — компания уже несколько лет развивает относительно новое для себя, но очень перспективное и полезное для основного бизнеса направление сервисов поддержки групповой работы. Напомню, что в составе Cirtix Systems есть дочерняя структура Citrix Online, которая занимается как раз онлайновыми сервисами и с 2004 г. развивает линейку Web-сервисов GoTo Meeting для организации разного рода веб-конференций. Можно для примера привести и такие сервисы, как Citrix ShareFile для безопасного распространения через облако больших по объему файлов.

Приобретение Podio не только вписывается в это направление деятельности, но и является качественным шагом вперед, поскольку это решение представляет собой платформу, способную интегрировать разрозненные сервисы и приложения в единую систему совместной работы. И, что очень важно, полномасштабная реализация такой онлайновой системы естественно основана на использовании облачных моделей и технологий, а значит, будет самым тесным образом связана с платформенными предложениями Citrix. Опыт же работы с ИТ-подразделениями заказчиков, обширная партнерская сеть, безусловно, очень важны для развития успеха онлайновых начинаний компании.

PC Week: И все же: не опасаетесь ли вы, что ваше пока не очень профильное для Citrix решение растворится в основном бизнесе корпорации? Примеров такого рода сценариев немало в истории ИТ, в том числе и в недавней.

Й. Ф.: Конечно, риски есть, но кто не рискует, то не пьет шампанского. Раз мы — и Citrix, и команда Podio — пошли на такую сделку, значит, при всех возможных рисках уверены в ее успехе, причем эта уверенность базируется на хорошо просчитанных планах наших дальнейших действий.

PC Week: Теперь стоит посмотреть на региональные аспекты Podio. Какова цель вашего визита в Россию?

Й. Ф.: Мы хотим, опираясь на рыночные позиции Citrix и ее мощные инвестиционные ресурсы, расширить географию нашего присутствия, перейти к активным действиям по продвижению сервиса в разных регионах мира, и Россия в этих планах играет важную роль. В настоящее время Podio используют более 40 тыс. компаний по всему миру, причём около половины из них находится в Европе, что вполне естественно, поскольку родина Podio — Дания. Citrix же является американской корпорацией, у нее очень сильные исторические позиции на огромном североамериканском рынке. Мы надеемся, что это поможет нам расширить свое присутствие в США.

Однако США — это сложившийся высококонкурентный рынок. Сам по себе он растет не очень быстро, там нужно завоевывать позиции за счет уже присутствующих игроков. И в этом плане, конечно, для нас очень интересными являются развивающиеся рынки, со их значительными объемами уже сейчас и с большими перспективами на будущее. Россия — это, конечно, один из главных таких регионов мира. Например, мы увидели, что в текущем году без каких-либо усилий с нашей стороны число наших пользователей в вашей стране увеличилось на 280%, и процесс этот продолжает расти буквально лавинообразно. Во время моего визита в Москву помимо сугубо деловых встреч с сотрудниками местного отделения Citrix и некоторыми партнерами компании я принял участие в очень интересной международной студенческой конференции в Сколкове, а также общался с большой группой российских пользователей Podio.

PC Week: Готовясь к нашей встрече, я увидел в одной из российской ИТ-групп Facebook сообщение о неудачной попытке довольно опытного ИТ-специалиста поработать с только что запущенной русской версией Podio. Вы в курсе таких проблем?

Й. Ф.: Я об этом ничего не слышал, но прямо сейчас запишу вашу информацию, и мы постараемся понять, в чём дело. Возможно, тут действительно какие-то проблемы с нашей стороны, хотя я склонен думать, что скорее всего сам пользователь в чем-то не разобрался. В любом случае я уверен, что это сугубо частная проблема или, возможно, недоразумение, которое будет быстро разрешено.

Собственно говоря, одна из задач моего визита — это установить связи с российским сообществом пользователей Podio, услышать их голос, сделать наши контакты постоянными. Тут мне как руководителю данного направления в корпорации нужно наладить схему взаимодействия с сотрудниками московского отделения Citrix, которые будут в той или иной мере участвовать в поддержке и продвижении нашего сервиса.

PC Week: В этой связи такой вопрос: в какой мере Citrix, в том числе в лице ее московского офиса, готова к продвижению Podio в России?

Й. Ф.: Анализ и решение этого вопроса — одна из задач моего визита в вашу страну. Тут нужно понимать, что Podio — это новое направление для Citrix в целом, не только для России. Я доволен результатами общения с российскими пользователями, виден их интерес к развитию новых направлений в вашей стране. Это моя первая поездка в Россию, но уже сейчас могу сказать, когда состоится следующая: мы договорись о более масштабном представлении этого сервиса в ноябре этого года, когда я опять приеду встретиться с российскими пользователями.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)