До подписания SaaS-контракта компаниям надо продумать план возврата данных, соглашения об уровне сервиса и стратегию расторжения договора.

При обсуждении условий контракта на использование ПО в форме сервиса (SaaS) стоит заранее подумать о его возможном расторжении. И вот почему. К 2013 г. 20% пользователей SaaS перейдут на собственное ПО, развертываемое внутри организации. А к 2014 г. половина пользователей SaaS убедится в том, что их затраты превышают ожидания.

Это примеры негативных фактов, о которых говорилось на семинаре по контрактам, проводившемся в ходе Gartner Symposium в Орландо.

Интересно отметить, что с взрослением SaaS этот вид сервиса все более усложняется. Вот несколько предконтрактных советов.

  • Оцените свои затраты на переходный процесс при расторжении контракта в случае, если SaaS не даст нужного результата. Возможные альтернативы — аутсорсинг бизнес-процессов и переход на внутреннее ПО.
  • Продумайте свои требования по срокам хранения документальных данных, безопасности и соблюдению нормативов.
  • Убедитесь, что вам не навяжут в виде сервиса бесполезное ПО и ненужные функции.

В ходе переговоров следует уделить ключевое внимание ценовой защите, которая бы ограничивала рост тарифов при продлении договора и давала компании право на уменьшение выплат при падении цен. В соглашениях о качестве сервиса важно оговорить весомые штрафы и возможность прекращения действия контракта при аварийных простоях или систематических неполадках. Желательно, чтобы компания также могла регулировать свой уровень использования ресурсов при спаде деловой активности.

По части цен Gartner отмечает, что в SaaS-контрактах обычно оговаривается невозможность уменьшить абонентскую плату в течение срока действия подписки.

В части отказов сервиса SaaS-провайдеры обычно считают форс-мажорными обстоятельствами простои по вине поставщиков и перебои в работе Bнтернета. Заказчикам надо внимательно вчитываться в юридические формулировки контракта, чтобы простои по вине SaaS-провайдеров не сходили им с рук легко.

Критичен и вопрос о защите данных — особенно, если вам потребуется вернуть информацию в свои руки для другой модели использования ПО. Gartner советует, чтобы требования к безопасности данных и защите конфиденциальной информации детально прописывались в договоре, а принятые стандарты ежегодно сертифицировались.

Не менее важны и пункты, касающиеся возврата данных. Компании должны конкретно оговаривать формат и процедурные вопросы передачи данных при их возврате SaaS-провайдером. Кроме того, компаниям надо вписывать условие, полностью запрещающее удаление данных без согласия владельца.

Важны и условия прекращения действия договора. В пунктах, касающихся расторжения SaaS-контракта по инициативе заказчика, надо оговорить вопрос о единовременном возврате неизрасходованных средств.

Версия для печати (без изображений)