“Успехи нашей облачной платформы превзошли все ожидания” — этими словами начал свое выступление директор департамента стратегических технологий Microsoft в России Александр Ложечкин на конференции Windows Azure Summit, прошедшей 20 февраля в Москве. При этом он отметил, что речь идет не только о достижениях собственно корпорации, но и о всей российской ИТ-отрасли: развитие облачных предложений — и среди них Azure играет очень важную роль — способствовало открытию новых компаний и дало дополнительный импульс к тому, чтобы уже действующие участники рынка начали создавать новые бизнес-модели и сервисы.

Конференция проходила под лозунгом “510 дней с Windows Azure”, имея в виду, что именно столько времени прошло с 28 сентября 2011 г., когда этот облачный инфраструктурный сервис Microsoft впервые стал доступен в России, в тот момент — только в рамках программы Enterprise Agreement (через ряд отечественных партнеров-дистрибьюторов корпорации — для крупных заказчиков с числом покупаемых клиентских лицензий не менее 250). Хотя тут нужно сказать, что в условиях глобального мира тезис о “доступности в России” является довольно условным: Windows Azure был запущен в рабочую эксплуатацию 1 февраля 2010-го (а тестовая началась годом раньше), но не был доступен для продвижения в нашей стране местным партнерам Microsoft и не мог оплачиваться с российских банковских счетов. Однако при некотором желании и наличии счета в иностранном банке (особенно если есть зарубежный филиал) доступ к Azure можно было получить. Более того, с осени 2011-го предоставлением услуг, в том числе при решении финансово-юридических вопросов, по обеспечению доступа в Azure через европейского партнера Microsoft стала заниматься компания “Софтлайн”.

Следующий переломный момент в судьбе Azure наступил в конце июня 2012 г.: Microsoft объявила о выпуске новой версии облачного сервиса (компания не использует нумерацию версий, но ее вполне можно обозначить как 2.0), принципиальным новшеством которой стало то, что в дополнение к архитектуре PaaS в нем появилась возможность работы с моделью IaaS (хостинг виртуальных машин), а также с растущим спектром SaaS-предложений. Одновременно Windows Azure стала одинаково доступна почти во всем мире, в том числе и в нашей стране, хотя оплата все же должна была производиться по российским банковским картам с переводом на счет зарубежного поставщика, что не всегда приемлемо для местных компаний-потребителей. Тем не менее именно во второй половине прошлого года Microsoft начала активное продвижение своей облачной платформы в России, и можно уверенно предположить, что именно на этот период приходится основная часть достижений корпорации в этом направлении.

Но данным Microsoft по состоянию на середину февраля 2013-го, более 6500 российских заказчиков протестировали возможности платформы, а количество загрузок комплекта средств разработки (SDK) для Windows Azure превысило 15 тыс., на этой платформе реализовано более восьмидесяти прикладных SaaS-сервисов. Наиболее популярными сценариями использования Azure в нашей стране сегодня являются хостинг приложений и инфраструктуры (модель IaaS), хранение данных (резервное копирование, хранение мультимедийного контента и т. д.), обработка больших массивов данных (анализ рисков, моделирование, графический дизайн и др.), создание веб-сайтов или приложений с непрогнозируемым числом пользователей и возможностью легкого и быстрого расширения предлагаемого функционала, краткосрочные проекты или тестирование новых решений (маркетинговые кампании и т. п.), а также управление специфическими типами нагрузок, например потоковым видео.

Категории потребителей Windows Azure подразделяются таким образом: 50% — стартапы, 20% — компании, которые переводят на эту платформу имеющиеся приложения и сервисы, 30% — новая для Microsoft категория заказчиков Cloud Software Vendor. К ним в первую очередь относятся digital-агентства, а также компании, активно использующие Windows Azure в качестве платформы для хостинга мобильных приложений и сайтов. Анализ этих данных, а также сведений о реализуемых проектах, обсуждение которых велось на нынешней конференции и в разного рода социальных сетях, показывает, что Azure в России находится пока в стадии “раннего пилотного опробования”, до реализации серьезных “критически важных для бизнеса” проектов еще далеко. Что, впрочем, является вполне понятным и отвечает давно известной логике общего проникновения новых ИТ в реальную жизнь.

Однако, учитывая запоздание прихода Azure в Россию, тем более интересно посмотреть на ситуацию в мире, которая может показать, на какие рубежи и мы могли бы выйти через два-три года. К сожалению, об облачной ситуации в передовых ИТ-странах на прошедшей конференции говорилось лишь в самых общих словах (“применяемость облаков растет” и т. п.), тема позиций Azure (абсолютных и относительных) в мировом масштабе также почти не затрагивалась. Было лишь сказано, что в опросе, который недавно проводило мировое исследовательское агентство Capgemini, платформу Azure признали составной частью своей ИТ-стратегии 73% респондентов (83% — сегмент розничных продаж, 78% — финансовые услуги, 76% — энергетика, 69% — государственный и общественный сектор, 66% — телекоммуникации, 30% — производство и машиностроение). Но каков уровень проникновения облачных сервисов в реальные информационные системы, для чего именно используют Azure заказчики (например — тестирование или промышленная эксплуатация), остается пока неизвестным. Хотя российская аудитория сейчас уже проявляет интерес к использованию прикладных SaaS-сервисов — это демонстрируют результаты проведенного по ходу конференции опроса онлайновой аудитории (мероприятие транслировалось через Интернет в прямом эфире).

В этом плане очень полезно узнать экспертное мнение о ситуации, особенно от компаний, обладающих и международным, и российским опытом. Одна из них — ABBYY, которая осенью 2011 г. первой среди известных российских разработчиков ПО перенесла в среду Windows Azure (PaaS) два своих сервиса — Abbyy Cloud OCR SDK для разработчиков ПО и FineReader Online для конечных пользователей. По мнению вице-президента ABBYY Арама Пахчаняна, преимущество использования Windows Azure в первую очередь состоит в возможности выйти на новые сегменты рынка, которые ранее не были доступны. Например, в реализации данного проекта стартапы-разработчки получили предложение от ABBYY с низкой стоимостью входа, что открывает поле для интересных экспериментов и позволяет расширить возможный спектр применения технологии. Он отметил, что сегодня на Западе уже преодолены былые опасения относительно облачных моделей и технологий, предприятия начинают их применять для реализации крупных, в том числе критически важных проектов, поскольку это дает вполне осязаемый эффект. Отметив, что Россия отстает в освоении ИТ-инноваций, топ-менеджер ABBYY выразил уверенность, что наши бизнес-руководители и ИТ-директора уже в недалеком будущем придут к пониманию данного вопроса.

Но пока российcкие заказчики находятся на стадии облачных раздумий, партнеры Microsoft заметно повышают активность в этом направлении. По мнению Александра Ложечкина, сейчас формируется новая категория партнеров компании, которые развивают свою экспертизу в создании и развертывании сервисов на платформе Windows Azure, в том числе в рамках программы Azure Circle Partners.

Примером тому является проект “Деловая среда” Сбербанка, начавший работу весной прошлого года с целью предоставления SaaS-сервисов и разного рода интернет-поддержки для предприятий микро- и малого бизнеса. На нынешней конференции коммерческий директор “Деловой среды” Владимир Габриель сообщил, что подписано соглашение о сотрудничестве с Microsoft с целью создания и продвижения облачных сервисов для малого бизнеса. В частности, компании-разработчики смогут размещать в интернет-магазине SaaS-сервисов “Деловой среды” свои приложения на Windows Azure на специальных льготных условиях.

Не отстают в освоении облачного бизнеса и ветераны российского ИТ-бизнеса. Так, один из крупнейших дистрибьюторов ПО в России с более чем двадцатилетней историей компания “Монт” еще в прошлом году приняла решение о диверсификации своего бизнеса в плане реализации этой идеи, в частности создала на Windows Azure новый IaaS-сервис для партнеров — “Облакотека.ру”. На конференции его представил генеральный директор Максим Захаренко: речь идет о доступе партнеров и заказчиков “Монта” к Windows Azure через специальный портал с возможностью гибкого выбора способа оплаты сервисов: электронными деньгами, банковскими картами или по счету.

Версия для печати (без изображений)