С чего начинается бизнес? C появления бизнес-идеи, которую нужно представить в виде бизнес-плана, как-то примерно просчитать и понять, стоит ли с этим всем вообще связываться. Для прикидок не нужны сложные дорогие аналитические системы, достаточно электронной таблички, в которую можно занести оценки планируемых расходов и доходов и поиграть разными показателями, чтобы понять, стоит ли этим вообще заниматься.

Из собственной практики: в далеком 1993-м, когда только появлялась современная банковская система и мы делали свой первый банк, первым установленным пакетом на наших компьютерах был MS Office. Из Word печатались платежки, в Exсel велся финансовый учет. Exсel — это действительно удобно. Есть возможность задать формулы, произвести расчеты, поправить исходные данные и мгновенно получить новый результат. Есть средства визуализации в виде графиков и гистограмм.

Где-то через пару недель, после прохождения организационного периода, мы купили нормальную АБС фирмы «Програмбанк», но все равно кредитный и депозитный модуль и дальше в банке велись в Exсel. Причем довольно долго — более десяти лет.

Понятно, что формы и макросы для сотрудников банка писал отдел ИТ. Но сама эксплуатация систем кредитного и депозитного отделов проводилась силами их сотрудников и никаких серьезных проблем у них не возникало.

Таким образом, в России, впрочем, так же как и в мире, сформировался огромный класс пользователей, которые привыкли к ведению своих повседневных расчетов в электронных таблицах типа Exсel. Причем, к этому классу относятся и пользователи его Open Source-аналогов, таких как Open Office Calc.

Новые требования — новые возможности

Exсel — офисный пакет. Он не предназначен для совместной одновременной работы большого числа пользователей. Для этого нужно что-то еще. Одним из ответов на этот запрос рынка стало появление облачной корпоративной системы для работы с электронными таблицами компании Anaplan. На прошедшей 3 июня в Москве конференции Anaplan Hub обсуждались эволюция в бизнес планировании, вопросы комплексного подхода к планированию, приемы и техники для оптимизации бизнес-планов и прогнозов, а также опыт работы с платформой Anaplan.

Руководитель направления России и стран СНГ компании Anaplan Евгений Велесевич отметил: «Нет нужды менять Exсel на каждом рабочем месте. Для персональных задач — быстро набросать какой-нибудь личный бюджетик , например воскресного пикника, не нужны какие-то серьезные и навороченные платформы и технологии. Exсel — идеальный инструмент для персональной работы. Но когда мы пытаемся приспособить Exel к корпоративной работе, то заходим в тупик».

По его словам, Anaplan предлагает технологию, которая позволяет бизнес-пользователям, аналитикам, плановикам, менеджерам, то есть всем тем, кто использует Exсel в корпоративной работе, сохранить все преимущества Exсel, такие как индивидуальная гибкость, сравнительная простота, и устранить его ограничения.

К недостаткам, ограничивающим использование Exel, он отнес низкую масштабируемость, отсутствие целостности, отсутствие возможности использования нормальной информативно-справочной информации, которая объединяет всех участников процесса, например, справочника продуктов.

Также к минусам Exсel можно отнести недостаток скорости при обработке больших объемов данных. А чем больше информации мы сможем обработать, тем выше точность прогнозов, лучше аналитика, выше адекватность построенных моделей.

По словам Евгения Велесевича, технологии Anaplan дают пользователям возможность анализа и планирования на огромных объемах данных, причем практически при неограниченном количестве участников этого процесса. И без всякого программирования — так же просто, как они могут это делать в Exсel.

Быстрый рост Anaplan

Anaplan — довольно молодая компания. В 2006-м один из ее основателей Майкл Гулд посчитал, что существующие на тот момент технологии и разобщенные традиционные решения сделали динамическое взаимодействие между подразделениями одной организации очень сложным. Это заставляло пользователей работать со статическими моделями, не успевающими за ежедневными переменами. И он начал работу над новым решением.

Продукт Anaplan был официально представлен в октябре 2010 г., а к концу 2011-го претендовал на формирование «нового рынка» в сфере управления эффективностью. В 2012-м CEO Anaplan стал Фред Лале, под его руководством, компания удвоила свою численность, открыла новые офисы по всему миру и пополнила перечень клиентов несколькими известными компаниями, среди которых НР и McAfee. Партнером, активно использующим решения фирмы Anaplan, стала известная консалтинговая компания Deloitte, сейчас активно осваивающая российский рынок.

В России в 2012 г. клиентом Anaplan стала финансовая группа «Лайф». Anaplan начали использовать в 185 офисах подразделений малого и среднего бизнеса в четырех банках (Пробизнесбанк, Экспресс Волга Банк, ВУЗ-Банк, Газэнергобанк). Модель на платформе Anaplan охватывала планирование продаж 600 бизнес-менеджеров и расчет двух различных стратегий (активная и пассивная) по 14 продуктовым логикам. Общая продолжительность развертывания решения, включая создание модели, настройку автоматического импорта данных из корпоративного хранилища и учетной системы группы, а также запуск в промышленную эксплуатацию, составила всего 80 часов. Сотрудники, ранее бывшие знатоками Ехсеl, освоили интуитивно-понятный бизнес-язык Anaplan в течение буквально нескольких дней, а затем начали ставить и решать в системе гораздо более сложные задачи, чем раньше.

Облака — плюсы и минусы

Anaplan — это облачное приложение, распространяемое по модели SaaS. У компании свое облако, расположенное в двух дата-центрах. Используется схема collocation, когда провайдер размещает у себя оборудование компании, подключает его к электричеству, обеспечивает его обслуживание и подключение системы к каналам связи с высокой пропускной способностью. Anaplan не возводит здания ЦОДов, но использует свое оборудование.

SaaS позволяет пользователям самостоятельно создавать и анализировать свои модели без участия консультантов и связанных с ними затрат. Тем более, что Anaplan предлагает готовый набор шаблонов, которые могут адаптироваться под свои нужды пользователем. Система не требует выделения ресурсов на ИТ-инфраструктуру и специалистов ее поддержки. Она также обеспечивает «развертывание с нуля» — пользователи могут быстро получить доступ к платформе практически на любом устройстве и в любом месте.

Использование преимуществ облачных технологий — это, конечно, хорошо. Но используемые Anaplan дата-центры находятся в американском штате Вирджиния и в Амстердаме. То есть данные хранятся за границей России. И сразу возникает вопрос о том, как российские заказчики Anaplan собираются выполнять положения закона «О персональных данных»?

Сейчас представители компании предлагают использовать деперсонализацию и говорят о ведущихся переговорах с российскими ЦОДами. Кроме того, они указывают, что при финансовой аналитике персональные данные используются редко.

Не очевидно... В одном из прозвучавших на конференции примеров использования Anaplan как раз говорилось об анализе зарплаты сотрудников предприятия. С поименными данными. Яркий пример использования персональных данных. Да и многая первичная информация, вносимая в систему, содержит ПнД.

А еще бушующая «война санкций». Часть компаний уже попала под санкции, другие оценивают риски попадания в черные списки. А облачный сервис такого рода из ЦОДов, расположенными за рубежом, отключить можно очень легко.

Так что у конкурентов на российском рынке, прежде всего отечественных продуктов, таких как «1С», есть свои козыри.

Пока трудно понять, чем грозит компаниям вступающий в силу в начале осени закон о трансграничной передаче персональных данных. Строгость законов у нас в стране часто компенсируется необязательностью их выполнения. Да и юристы компаний могут придумать способы обхода его требований. Не говоря уж об айтишниках, которые могут задействовать в системах деперсонализацию.

Действительно, в большинстве случаев для финансового анализа персональные данные, во всяком случае, на этапе аналитической обработки, не требуются. Для систем маркетинга и планирования не важно, кто купил в магазине килограмм колбасы — Петров или Сидоров. Могут быть важными пол, возраст, социальное положение, доход и история покупок человека, а для этого его точная идентификация не нужна.

И далеко не все компании, особенно коммерческого сектора, ощущают риск попадания под санкции. Так что своя ниша на российском рынке у Anaplan, бесспорно, есть.

Версия для печати (без изображений)