Интернет-мессенджеры оказались в фокусе внимания на прошедшей весной нынешнего года ежегодной общемировой конференции разработчиков Facebook F8. Случайно? Думаю, что нет.

Менеджер по продуктам Facebook Роб Даниель рассказал о первых шагах проекта Businesses on Messenger по переводу бизнеса на Facebook Messenger, чтобы обрести новый канал связи с клиентами. Технический директор Матт Стейнер — о том, что Facebook Messenger стал платформой и сторонние приложения теперь могут использовать его для обмена сообщениями, фото-, видео- и аудиофайлами.

В Facebook говорят, что мессенджер намного более удобен для клиентов, чем электронная почта. Ведь в нем можно общаться как в реальном времени, так и асинхронно, удобно обмениваться сообщениями и контентом с мобильных устройств.

Именно мессенджер, а не социальная сеть теперь является приоритетным продуктом для Facebook. Мир в очередной раз перевернулся? Компания, само название которой стало нарицательным, синонимом слова социальная сеть, теперь делает ставку на мессенджеры? Одно можно сказать точно: мессенджеры снова в моде, снова в мейнстриме, они возвращаются в бизнес.

Как это было в России

«Я помню, как все начиналось ...» В середине 1990-х в нашей стране стали очень популярны пейджеры. Сейчас многие и слова такого не знают, а тогда черная коробочка на ремне была предметом гордости, подтверждавшим высокий социальный статус владельца. Любой человек мог позвонить по телефону оператору пейджинговой сети, назвать номер абонента и продиктовать короткое сообщение. Оператор набивал это сообщение на клавиатуре и отправлял в эфир, предваряя его специальным кодовым сигналом, уникальным для каждого пейджера, который ловил предназначенное ему сообщение как радиоприёмник. У владельца пейджера текст сообщения появлялся на экране.

Пейджеры стали активно использоваться в российском бизнесе, в том числе в банке, где я тогда работал. Прежде всего — для связи с сотрудниками. Подкупала дешевизна. А отсутствие обратной связи не выглядело проблемой: главное — оперативно послать распоряжение или отчет о выполненной работе.

Но затем резкое снижение стоимости мобильных телефонов позволило забыть о пейджерах. Гораздо удобней стало использовать SMS. Другой удар был нанесен со стороны Интернета: в конце 1990-х появился интернет-пейджер ICQ, как его ласково прозвали у нас в народе — «аська». Эта система мгновенного обмена интернет-сообщениями, по сути первый онлайн-мессенджер, завоевала огромную популярность.

Однако «аська» не прижилась в корпоративном секторе. Сообщение в интернет-чате «к делу не подошьешь», ничего потом не докажешь, так что электронная почта выглядела предпочтительней.

А вот появившийся позже Skype сразу заинтересовал корпоративный сектор. Еще бы — такая экономия на межгороде. Не говоря уже о звонках за границу. Тут уж и об отсутствии доказательства проведённой связи забудешь. Не станешь же предъявлять аналогичные претензии к телефонным разговорам. В крайнем случае сеанс можно просто записать на свой компьютер.

Skype стал настолько популярен, что его в 2011 г. купила Microsoft, поставив крест на своем Windows Live Messenger. Он и сейчас является наиболее используемым мессенджером не только в России, но и в мире, опережая Google Hangouts и Facebook Messenger.

С появлением доступного мобильного Интернета и развитием многозадачности смартфонов интернет-мессенджеры стали устанавливаться на мобильных устройствах. Появилась возможность привязки сообщения к месту, откуда оно было отправлено, и наоборот — отправки пользователю при появлении его в определенном месте, например конкретного рекламного текста при посещении конкретного супермаркета. А это уже технологии геофенсинга.

Срытые угрозы и предложения рынка

Использование в российских компаниях интернет-мессенджеров часто вызывало недовольство служб информационной безопасности, для чего были все основания. Где хранятся данные, передаваемые по Skype? Кто их анализирует? Насколько можно доверять внешним системам безопасности? На это у них не было ответа.

Кроме того, появлялась дыра в безопасности с точки зрения инсайдерской информации. DLP-системы худо-бедно справлялись с анализом корпоративной почты, но практически ничего не могли сделать со злоумышленником, решившим передать конкурентам сведения через Skype.

Вполне логичным был выход на рынок корпоративных систем обмена мгновенными сообщениями, хранящих все данные внутри корпоративной сети. Примером может служить появившаяся на нашем рынке в августе 2015 г. коммуникационная платформа MDK, разработанная компанией MDK Labs (Германия). Это первая в мире платформа для создания корпоративных мессенджеров по принципу white label с запатентованными технологиями геолокации, поведенческого анализа и геофенсинга.

Что такое white label? Это модель сотрудничества, которая используется при реализации услуг под брендом компании-продавца, фактически оказываемых другой компанией. То есть теперь любая компания может на базе платформы MDK развернуть у себя серверную часть системы, раздать клиентские приложения и объявить о создании своей корпоративной сети обмена мгновенными сообщениями.

И что особенно ценно для российских пользователей, в том числе и государственных организаций, данные MDK находятся в собственности заказчика и хранятся только на российских серверах, что полностью соответствует современной политике импортозамещения. И для защиты информации можно использовать отечественную криптографию, что решает многие проблемы с регуляторами; это особенно актуально в связи с вступлением в силу новой редакции закона о защите персональных данных

Как можно использовать современные корпоративные интернет-мессенджеры?

Рассмотрим пример торговой сети. Человек скачивает с сайта компании клиентское приложение и регистрируется в ее системе. Оказавшись недалеко от одного из магазинов сети, он может получить на свое мобильное устройство рекламное сообщение с предложением зайти в магазин и приобрести товар со скидкой. Причем, с учетом анализа предыдущего поведения клиента, это будет именно тот товар, который ему нужен.

Ресторан может предложить находящемуся недалеко клиенту персональную скидку на его любимые блюда, рассказать о текущем меню и сообщить о новом блюде шеф-повара. Клиент может дать оценки блюдам, уровню сервиса и поделиться ими с рестораном и друзьями в соцсетях.

Использовать платформу обмена мгновенными сообщениями можно и в логистике. Система может автоматически посылать сообщения о прибытии груза в ту или иную точку маршрута. Возможно организовать видеоконференцию с клиентом, который будет отслеживать перемещение заказанного груза, показать машину и сотрудников, которые везут ему груз. Если связать положения отправленного груза и клиента, это значительно повысит безопасность операции, потому что отгрузка будет производиться именно тому заказчику, который оплатил товар.

Перспективным выглядит применение корпоративных интернет-мессенджеров в университетах. Преподаватели смогут общаться со студентами через привычные для них смартфоны. Можно сообщать о расписании лекций, зачетов, экзаменов. Давать мгновенные консультации студентам, проводить анкетирование и проверять их работы. Накопленная о студентах информация будет интересна работодателям, которые ищут новых сотрудников.

Особенно удобным представляется использование современных средств обмена мгновенными сообщениями в обучении языкам. Преподаватель может общаться со студентом через смартфон, задавать вопросы, проверять домашние задания и корректировать в режиме чата его произношение.

Здравоохранение, государство и Интернет вещей

Первые устройства пейджинговой связи появились в США в конце 1920-х. Согласно легенде их изобрел инженер Чарльз Нииргард, когда лежал в госпитале. Ему ужасно надоели селекторные вызовы, по которым искали врачей, и он придумал тихую связь.

Здравоохранение по-прежнему остается одним из заказчиков систем мгновенного обмена сообщениями. Но развертывание новых систем позволяет не только осуществлять связь пвциента с врачом. Теперь можно хранить историю болезни, результаты анализов и рентгена, диалоги больного с лечащим персоналом. С помощью средств коммуникации врачи могут провести удаленный консилиум и обменяться мнениями по поводу программы лечения. Система может автоматически посылать сообщения пациенту с напоминанием о том, что пора принять лекарство, что нужно явиться на прием или пройти назначенную врачом процедуру.

Полезны корпоративные системы обмена мгновенными сообщениями будут и в органах государственной власти. Гражданин может скачать требуемую форму, например запрос на получение загранпаспорта, заполнить и послать чиновнику. При необходимости с чиновником можно пообщаться через чат.

Не надо рассылать людям бумажные счета ЖКХ. Легко можно показать, как была начислена плата за коммунальные услуги. Недавно правительство Московской области объявило новый конкурс на выбор инвестора, готового за собственные деньги разработать информационно-аналитическую систему ЖКХ. Почему бы и тут не подумать о корпоративных интернет-мессенджерах?

Причем мессендежры можно использовать не только для связи с гражданами, но и для коммуникации сотрудников государственного учреждения. Если использовать удобные и защищенные каналы, соответствующие всем нашим нормам, то у них уже не появится желание воспользоваться удобными, но небезопасными западными сервисами, хранящими данные неизвестно где.

И есть еще бурно развивающийся рынок Интернета вещей, где тоже пригодятся корпоративные мессенджеры. Можно получить из серверной сигнал о том, что в помещении повысилась температура, и послать сообщение-команду об автоматическом включении дополнительного кондиционера. Или сообщение от системы безопасности банкомата о появлении грабителей и вызвать наряд милиции.

Как известно, новое — это хорошо забытое старое. Кто мог подумать в далеком 1995-м, что пейджеры так изменятся за двадцать лет? Да и сообщения стали другими. Уже не короткие тексты (ведь при посылке сообщения по пейджеру оплачивался каждый знак), а разнообразные документы, включая звуковые и видеосообщения.

Но сама идея обмена мгновенными сообщениями жива. Всё развивается по спирали. И вновь возросший интерес к мессенджерам — лишнее тому доказательство.

Версия для печати