Четыре года назад бизнес-администрация большой и довольно успешной софтверной компании в районе Сан-Франциско решила, что для ускорения выхода продуктов на рынок ее разработчикам приложений пора начать использовать облако.

К сожалению, бизнес-управленцы не проконсультировались с ИТ-отделом своей компании (отчасти из-за недоверия к способности ИТ-отдела быстро запустить в действие гибко управляемое и масштабируемое облако). В итоге разработчики приложений стали использовать помесячно оплачиваемые подписки на сервисы Amazon Web Services (AWS) без ведома и руководства ИТ-департамента.

Первые облачные проекты разработчиков приложений начинались с малого и в ряде случаев оказались очень успешными. Довольно скоро все пришло к тому, что услугами AWS или других облачных провайдеров стали пользоваться практически все разработчики. Менее чем за год облачные затраты компании сильно выросли и в итоге достигли ежемесячной суммы в миллион долларов.

Софтверная компания стала нести финансовые потери от бесконтрольного использования облака своими сотрудниками. Например, очень часто разработчик арендовал у AWS пространство на месяц, но реально его использовал лишь несколько дней (а то и несколько часов). И поскольку администрация компании разрешала разработчикам пользоваться облачными сервисами так, как им заблагорассудится, рассчитываясь персональными или корпоративными кредитными карточками, софтверная компания не имела ясного представления о том, как облака используются в реальности. Как результат, ее расходы на облако стали трудно контролируемыми.

Эта неуправляемая ситуация тянулась два года, и в течение этого времени облачные затраты компании росли как на дрожжах. Конец этому положило ухудшение экономической ситуации в США. Финансовый кризис заставил компанию пересмотреть свои операционные издержки, и нарастающим бессистемным затратам на облачные сервисы наконец-то было уделено внимание.

За решением своих облачных проблем софтверная компания обратилась в нашу фирму. За полгода мы для нее выработали облачную стратегию и постепенно перевели ее рабочие площадки из разросшегося массива облаков в одно частное облако с централизованным управлением со стороны ИТ-департамента. Этот маневр произвел нужный эффект, наделив ИТ-отдел его естественными полномочиями и восстановив его ответственность за используемые компанией технологии.

Ныне все разработчики приложений используют частное облако своей компании, и благодаря контролю ИТ-отдела это позволило сократить ранее непомерные облачные затраты бизнеса на 40%. Причем цифровые ресурсы компании сегодня находятся в безопасности благодаря архивированию данных и планам аварийного восстановления, за которые отвечает ИТ-отдел. Вдобавок, наведение порядка в облачных операциях позволило персоналу ИТ-отдела сфокусироваться на технологических решениях, согласованных с бизнес-стратегией компании и помогающих ей в достижении своих основных целей.

Есть ли у вас облачная стратегия?

Испытание, доставшееся на долю софтверной компании из Сан-Франциско, не назовешь чем-то необычным. Лишь каждое четвертое предприятие обладает сбалансированной облачной стратегией — об этом говорят данные только что опубликованного IDC глобального опроса 3643 респондентов из организаций, активно использующих облако для разнообразных рабочих нагрузок. Опрос также выявил, что у 32% предприятий облачной стратегии вообще нет, у 11% стратегия конъюнктурна и 32% действуют по ситуации, по сути, импровизируя.

Такое положение дел не очень удивляет. Как-никак, облачные вычисления — это еще относительно новая технология и на первых порах ее освоения вполне предсказуема некоторая неразбериха.

Другая причина, почему ряду предприятий не удается опереться на продуманную облачную стратегию, состоит в том, что они действуют слишком поспешно. Как я понял из бесед с руководителями организаций таких отраслей, как ИТ, медицина и промышленное производство, многие компании находятся под огромным прессом обстоятельств, требующих использовать облако. Одним из главных мотивов принятия непродуманных бизнес-решений являются опасения, что организация будет выглядеть стоящей в стороне от инноваций. В итоге компании зачастую спешат, что приводит к выбору неадекватной облачной платформы.

Вот пять вещей, которые желательно держать в голове при разработке или ревизии облачной стратегии своей организации.

Задавайте правильные вопросы

Чтобы задать бизнес-руководителям правильные вопросы, ИТ-отделы должны мысленно поставить себя на их место. Для начала вы должны осмыслить бизнес-стратегию компании, понять, кто является ее главными конкурентами и новыми игроками на том же рынке и где может находиться потенциал для новых доходов.

Задавайте вопросы кому следует

Если ваша организация еще не использует облако, вам надо иметь представление о ее сегодняшних ресурсах — оборудовании, ПО и способных кадрах (короче говоря, что мы имеем и как мы это используем). Еще вам надо понять и предугадать будущий рост (или уменьшение) своей компании.

Если у вас уже есть публичное, частное или гибридное облако, а тем более, если в вашей организации заводится мешанина теневых облаков, вам надо отслеживать затраты. Начните с выяснения того, кто использует облако, и что это за сервисы.

В обоих сценариях естественным союзником ИТ-отдела должен быть руководитель финансовых служб.

Слушайте, слушайте, слушайте

Обсуждая использование облака, вы должны активизировать свое левое полушарие, внимательно прислушиваясь к словам бизнес-управленцев и слыша, что они говорят. Кроме того, вы и ваш персонал должны наводить контакты с бизнес-администрацией и создавать с нею доверительные и взаимно уважительные отношения. Для этого нужно много времени и сил, но если все делать правильно, ваше искреннее стремление к взаимопониманию поможет сформировать прочное рабочее партнерство между ИТ-отделом и руководством компании.

Нужно стать ценным ресурсом

ИТ-департаменты испытывают смену парадигмы и изменение ролей, превращаясь из поставщика сервисов в провайдера технологии, которая движет бизнесом компании. Но во многих организациях ИТ сегодня все еще рассматриваются как источник затрат, а не ценный ресурс для бизнеса. Чтобы изменить это восприятие, я советую ИТ-департаментам нанимать людей, умеющих активно продавать ИТ внутри своей организации.

Не останавливайтесь на достигнутом

Если ваше облако благополучно запущено (или перезапущено) в действие, время подумать о следующем шаге. Вы продемонстрировали бизнес-администрации, что ИТ-отдел знает облако. Теперь вы можете использовать свой авторитет. Но надо фокусировать свое время и энергию на результатах по линии бизнеса, а не в плане ИТ.

Быстро исправляйте ошибку

Позвольте мне закончить несколькими словами предостережения. Я часто наблюдал, что в крупных компаниях существует тенденция ничего не предпринимать, если организация поняла, что выбрала неправильное облако, хотя это ведет к затратам, которых можно было бы избежать.

Отраслевые гиганты обычно терпят эту печальную ситуацию, которая часто разрастается вширь и обходится все дороже, как это произошло в софтверной компании из района Сан-Франциско. На самом же деле им надо немедленно действовать.

Любая проволочка в переходе с неправильного облака на правильное влияет на организацию. По статистике, использование крупной компанией неправильного облака затягивает на 6–12 месяцев ее цикл выпуска новых продуктов или сервисов. Обычно это также влечет за собой дополнительные 30–60% операционных затрат. В таких ситуациях надо быстро исправлять ошибку и начинать заново. В ряде случаев это болезненно, но никто не обещал, что с ИТ все будет просто.

Версия для печати