В преддверии намеченного на 24 ноября форума Russian Information Services Summit 2015 редакция PC Week/RE обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим мнением относительно современного уровня распространения сервисного подхода, внутренних и внешних корпоративных инфраструктурных и прикладных ИТ-сервисов в России, проанализировать основные движители и препятствия в области практического применения аутсорсинга, облаков и других видов сервисов в ИТ и основанных на ИТ прикладных задачах и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении на RISS’2015. Вот что нам сообщил Владимир Дементьев, руководитель отдела корпоративных продаж Konica Minolta.

— Уровень применения сервисного подхода в России находится, с одной стороны, в достаточно зрелом состоянии — перечень отдельно взятых узкофункциональных услуг, ценообразование, плюсы и минусы сервисного подхода, наработанная база таких проектов хорошо известны рынку. С другой стороны, можно сказать, что рынок находится в самом начале пути формирования качественного комплексного предложения и отдельных сервисов, и так называемого стратегического аутсорсинга. В чем же принципиальное отличие функционального и стратегического аутсорсинга? Все очень просто, в одном случае рассматриваются отдельно взятые задачи и эффективность использования сервисов будет относительно невысокой, и, наоборот, когда рассматриваются в целом ИТ-функция и представление ее как сервиса, то эффективность будет значительно выше. Целевая аудитория для сервисных проектов — это корпоративный сегмент во всех отраслях бизнеса, наверное, за исключением государственного сектора, который в силу требований законодательства ограничивает одним годом период действия всех видов договоров, включая сервисные, что ставит под сомнение саму идею использования сервисов в данном сегменте.

Любимый вопрос, вызывающий бурные дискуссии, — это решение вопросов информационной безопасности при выборе сервисной модели. Но здесь важно разделять причину и следствие, сами сервисы представляют собой дополнительный источник утечки конфиденциальной информации только в том числе, если на предприятии отсутствует четкая политика с единым комплексом ИБ-мер. Более того, при грамотном подходе сервисная модель позволяет дополнительно минимизировать риски утечек. Например, в случае проектов по оптимизации инфраструктуры печати внедрение системы авторизации пользователей на МФУ позволяет не только получать информацию о состоянии печатных устройств, но и получать все данные о действиях по печати, копированию, сканированию каждого из сотрудников. А внедрение системы Follow me («Следуй за мной» — печать инициируется непосредственно на нужном печатном устройстве) позволяет избежать бесконтрольного накопления документов в принтерных лотках и, соответственно, бесконтрольного доступа к ним других сотрудников, сотрудники используют тот конкретный принтер, который им удобно использовать для тех задач, которые нужны им в этот конкретный момент времени.

Сервисный подход отлично сочетается с такими современными трендами, как большие данные, мобильность, облака, однако массовая применимость данных технологий и готовность российского ИТ-рынка к ним в настоящее время под большим вопросом. Что действительно мешает развиваться сервисам — это две, казалось бы, взаимоисключающие причины. С одной стороны, это неготовность компаний, потенциальных заказчиков данных видов услуг, и, с другой стороны, неготовность возможных поставщиков услуг.

В чем выражается неготовность заказчиков? Во-первых, это недоверие к качеству аутсорсинговых услуг вследствие невозможности на 100% гарантировать результат. Результат проекта зависит от многих факторов, в том числе от степени готовности заказчика к изменениям, и эти факторы не всегда можно учесть до начала проекта. Мы в такой ситуации рекомендуем начинать с пилотного проекта на ограниченное число пользователей или филиалов, но с четкими параметрами оказываемого сервиса, что позволит скорректировать проект до начала масштабной реализации. Но не для всех сложных комплексных проектов такой подход применим. Во-вторых, это возможные потери бизнеса, которые могут возникнуть как в случае некачественной реализации, так и по другим причинам, и убытки или недополученная выгода могут в разы превысить стоимость контракта на аутсорсинг услуг. В-третьих, неготовность многих заказчиков к серьезным изменениям и пересмотру бизнес-процессов в целом. Практически любой сервисный проект требует серьезной вовлеченности заказчика на протяжении всего проекта к выявлению проблемных моментов, к систематизации бизнес-процессов, их дальнейшей оптимизации и повышению эффективности.

В своем докладе на конференции я планирую поделиться нашим опытом реализации проектов в части аутсорсинга печати и осветить основные практические аспекты внедрения с живыми кейсами и расчетами эффективности. Уверен, что данная тема и данный опыт будут интересны корпоративным заказчикам и они смогут оценить необходимость использования таких услуг в своих компаниях.

Зарегистрироваться для участия в RISS’2015 можно по адресу.

Версия для печати (без изображений)