Прошло десять лет с момента официального запуска платформы Amazon Web Services, и за это десятилетие облака прошли путь от распиаренной концепции до бизнес-реальности.

На сегодняшний день организации всех типов и масштабов пользуются различными формами ИТ-услуг по запросу. Но что ждет нас в будущем? Мы проанализируем нынешний рынок сервисов, предоставляемых по запросу, и попытаемся спрогнозировать, как облака будут использоваться в бизнесе к 2020 году.

Насколько на самом деле велик облачный рынок?

Вильям Феллоуз, соучредитель и вице-президент компании 451 Research, оценивает ежегодную совокупный объем рынка инфраструктурных (IaaS) и платформенных (PaaS) облачных сервисов в сумму около 13 млрд. долл.

Хотя затраты бизнеса на облака выглядят внушительно, все же они незначительны по сравнению с общими затратами на технологии по всему миру — у отдельных (очень) крупных организаций размер годового ИТ-бюджета ненамного меньше этой цифры.

Такие сравнения способны отрезвить тех, кто склонен считать, что рынок ИТ-сервисов по запросу достиг своего пика. Однако Феллоуз говорит, что каким бы способом эксперты ни интерпретировали эти цифры, покупательские предпочтения первых лиц компаний в отношении технологий претерпевают важные изменения.

Феллоуз объяснят, что золотое время постоянного удешевления облаков, в которое мы живем, не продлится вечно.

«Соотношение количества участвующих компаний и низкого уровня соответствующих расходов наводит многих на мысль о том, что облачные провайдеры соревнуются в демпинге, — говорит он. — Однако это ошибочное восприятие. На самом деле провайдеры играют на повышение. Ключевые игроки рынка пытаются как можно быстрее посадить пользователей на облачные сервисы по самым высоким тарифам».

Сам рынок также ожидают большие перемены. «Когда гиганты вроде Google, Amazon или Microsoft уйдут в отрыв от остальных участников рынка, другим фирмам ничего не останется, как барахтаться в трясине и пытаться что-то им противопоставить», — считает он.

Тем не менее, у системных интеграторов все еще есть шанс сменить направление и начать предлагать нишевые услуги, в частности, в сфере удаленного управления. Аналитики прогнозируют, что к 2020 году успешные специалисты смогут предлагать ИТ-директорам сервисы для управления широким спектром приложений, используемых по требованию, и сопутствующими настройками безопасности.

«На сегодняшний день переход в облако все еще считается затеей не для малодушных, — говорит Феллоуз. К концу десятилетия ИТ-руководители, особенно работающие в зарегулированных отраслях, захотят иметь в своем распоряжении облако, лишенное всяких рисков и представленное в удобном для пользователя виде».

Перемены в нынешних и будущих способах функционирования бизнеса

Одним из ИТ-лидеров, работающих в условиях жесткого регулирования, является Ник Хопкинсон, ИТ-директор английского здравоохранительного фонда Devon Partnership NHS Trust. Он согласен с тем, что большинство бизнес-управленцев по-прежнему рассматривают облако как часть комплексного подхода, состоящего из различных компонентов, которые всегда должны быть у них в наличии.

Хопкинсон объясняет, что субъективная ценность информации часто определяет объем данных, которые ИТ-директор готов вынести за переделы компании. Он в данный момент опробует облака для организации безопасных видеоконсультаций между медсестрами и пациентами фонда.

«Для национальной системы здравоохранения Великобритании NHS очевидны выгоды от сведения информации воедино, с тем чтобы иметь возможность не выполнять одну и ту же работу по нескольку раз, — пояснил он. — Во всех отраслях экономики наблюдается тренд к увеличению объема размещенной в облаке информации, и в следующие несколько лет мы продолжим наблюдать переход услуг в онлайн-пространство».

Схожей точки зрения придерживается и Дэн Проберт, глава отдела ИТ-инноваций в благотворительном фонде Camfed. Организация помогает учиться и развиваться брошенным на произвол судьбы девочкам из африканских стран к югу от Сахары. Деятельность организации пошла на пользу более 3,5 млн. детей из Зимбабве, Замбии, Ганы, Танзании и Малави.

Эта организация создала базу данных о 220 тысячах учеников и ежедневно добавляет новые записи. Эти записи вносятся с мобильных телефонов и хранятся в облаке. «Мы в числе первых начали пользоваться этой технологией, и вся деятельность нашей организации осуществляется через облако, — говорит Проберт. — Все наши записи сейчас хранятся на платформе Salesforce, так что, просматривая данные онлайн, наши сотрудники могут проследить все взаимосвязи и поделиться ключевыми сведениями со школами и активистами. Степень нашего пользования облаками в будущем не изменится, однако сам сектор ИТ-сервисов, предоставляемых по запросу, продолжит развиваться».

Разные облака для разных организаций

Следует заметить, говорит Том Ройнер, управляющий директор аналитической фирмы HfS Research, что компании, которые с самого начала взяли на вооружения облака, и компании, которые пытаются избавиться от существующих наработок, пользуются облачными технологиями совершенно по-разному. «Но все эти организации объединяет одно — они рассматривают облако и как технологию, и как способ предоставления услуг, и как бизнес-модель», — говорит он.

Наверное, самый важный момент, считает Ройнер, заключается в том, что споры по поводу наилучшего применения облаков наконец-то смещаются за пределы ограниченной сферы экономии средств, переходя в более зрелую стадию обсуждения гибкости и рабочих нагрузок. Как он утверждает, по мере развития ИТ-услуг по запросу крайне важно осознать, что облака — это просто еще одно звено в цепи цифровой трансформации.

Дальновидные ИТ-руководители в целях осуществления перемен у себя в организации обратятся к ряду сопутствующих технологий, таких как аналитика и автоматизация. Главное, говорит Ройнер, чтобы провайдеры смогли предложить интегрированный подход, позволив ИТ-руководителям работать с автоматически настраиваемыми инструментами цифровой трансформации по мере возникновения новых бизнес-нужд.

Одним из таких руководителей, намеренных продолжить поиск новых способов эффективного применения цифровых технологий, является Алекс Гамильтон, соучредитель и президент специализирующейся на коммерческих контрактах юридической фирмы Radiant Law, которая использует ИТ-сервисы по запросу для установления контактов между персоналом и клиентами. «Мы пользуемся облаками на самых разных уровнях традиционной ИТ-пирамиды. Они позволяют нам работать намного быстрее, — говорит он. — Все дело в степени повсеместности принятия концепции. Мне кажется, для многих компаний облака стали де-факто методом предоставления технологий. Мы сотрудничаем с некоторыми весьма крупными компаниями и замечаем, что облака по-настоящему стимулируют гибкость и продуктивность».

Вследствие такого развития событий Гамильтон, так же как и Ройнер, пришел к выводу, что ИТ-сервисы по запросу станут основой для построения сектора услуг в сфере преобразующих технологий. «Существуют вполне объяснимые опасения, но крупные провайдеры работают над их устранением, так что компании, включая нас, с большей уверенностью вступают на путь предоставления услуг по запросу», — поделился он.

Версия для печати