Нет забавнее «айтишных» аббревиатур вроде SaaS и PaaS, произносимых одним словом и употребляемых в полных предложениях. Недавно этот перечень пополнила еще одна — DRaaS. Обозначает она «аварийное восстановление как сервис» (disaster recovery as a service), и этот сервис быстро набирает популярность в связи с тем, что аварийное восстановление нужно слишком долго и нудно налаживать, тестировать и поддерживать в рабочем состоянии у себя на предприятии. Так что аварийное восстановление в облаке — это подходящий для бизнеса способ подстраховаться и больше не заморачиваться на эту тему.

DRaaS относится к сервисам, обеспечивающим бесперебойную работу бизнеса путем организации резервного копирования, восстановления и извлечения данных. Это процесс репликации виртуальных серверов с целью защиты и дублирования данных на случай техногенных или природных катастроф.

Среди ключевых фигур в этом зарождающемся секторе можно отметить компании Veeam, CenturyLink’s DataGardens, TwinStrata, Unitrends, Asigra, Infrascale, Cirrity, Intronis, Zerto, Iland и VelocityCloud. Привычные и широко раскрученные бренды (IBM, Hewlett Packard Enterprise, VMware, Oracle, Dell) также предлагают собственные версии этого сервиса.

Потенциал этого сектора ИТ-отрасли весьма неплох: по прогнозам, ожидаемый объем мирового рынка к 2020 году взлетит до 6–12 млрд. долл. Исследовательская фирма MarketsandMarkets называет цифру в 12 млрд., что не идет ни в какое сравнение с 1,4 млрд. долл. дохода, полученного от DRaaS в 2015 г.

Намного более сдержана в своих оценках рынка аналитическая фирма Global Industry Analysts — 6,4 млрд. долл. к 2020 г. По результатам же исследования компании Gartner ожидается, что постепенно объем рынка DRaaS намного превысит объем традиционных услуг по аварийному восстановлению систем непосредственно на площадке заказчика.

Единственное, что по-настоящему тормозит рост продаж DRaaS-услуг, — это повсеместное отсутствие планирования по части аварийного восстановления ИТ-систем у представителей малого и среднего бизнеса. Все из-за того, что ежедневные производственные хлопоты зачастую отодвигают эти задачи на второй план, и ими начинают заниматься всерьез только после того, как на этом настоит руководство.

Ниже приведен алфавитный список мировых лидеров в области DRaaS, построенный на основании данных об объемах продаж, исследований в отрасли и внутренних источников издания eWEEK. Мы также описали некоторые отличительные особенности каждого вендора, которые он привнес в этот сервис.

Acronis

Сервис аварийного восстановления Acronis (Acronis Disaster Recovery Service) — это полномасштабный DRaaS-сервис, предлагающий защиту и восстановление данных, серверов и целых дата-центров. Он работает на модели настраиваемого и оплачиваемого по факту использования сервиса, который перемещает, защищает и восстанавливает данные в физической, виртуальной и облачной средах. Цель этого провайдера услуг восстановления систем заключается в том, чтобы упростить и удешевить защиту ваших данных.

Преимущества:

  • Обширные знания в области гибридных конфигураций восстановления.
  • Консоль восстановления предоставляет клиентам возможность управлять процессом, а также вести отчетность и анализировать ситуацию.
  • Полная автоматизация обеспечивает строгость выполнения процедур.
  • Для удобства клиента проводится автоматическое и изолированное тестирование процедур восстановления.

Сервис Acronis предназначен для организаций среднего размера. Клиентам предлагается веб-инструментарий для аварийного восстановления систем по принципу самообслуживания. Предлагаемый процесс восстановления по нажатию одной кнопки использует автоматизированные runbook-процедуры для одновременного восстановления целых дата-центров, а автоматические тесты позволяют регулярно оценивать состояние данных.

Bluelock

Bluelock предоставляет услуги DRaaS для сложных сред и критически важных данных, помогающие компаниям уверенно минимизировать свои риски. Bluelock поддерживает такие уникальные потребности, как многоуровневое восстановление и обслуживание смешанных конфигурационных сред, включающих физические и виртуальные машины, а также удовлетворяет сложные требования к безопасности. Компания известна своей программой Recovery Assurance (гарантия восстановления), которая включает в себя тщательно продуманные процессы и сервисы, внушающие клиенту уверенность в том, что его план аварийного восстановления сработает в случае необходимости.

Преимущества:

  • Предоставляет серьезный профессиональный сервис и поддерживает устойчивые процессы адаптации, обучения и разработки runbook’ов, демонстрируемые в рамках их программы Recovery Assurance.
  • Предлагает DRaaS-решения, разработанные для конфиденциальных данных и процедур соблюдения законодательных требований (закона США о преемственности страхования и отчетности в области здравоохранения / закона о применении медицинских информационных технологий в экономической деятельности и клинической практике (HIPAA/HITECH)).
  • Клиентский портал Bluelock Portfolio позволяет клиентам отслеживать расходы на сервис, доступные ресурсы и реализацию целевых точек восстановления (RPO), а также управлять этими параметрами.
  • Обладает опытом в области поддержки гибридных конфигураций восстановления (на виртуальных и физических машинах), а также в области управления конфигурациями восстановления для крупных предприятий.

Bluelock высоко котируется среди клиентов, пользующихся DRaaS-сервисами: индекс лояльности NPS у него равен 81 (при том, что индекс, равный 50, соответствует компаниям мирового класса). К тому же Gartner в своем магическом квадранте для DRaaS-услуг назвала эту компанию «провидцем».

Databarracks

Databarracks делает акцент на бюджетных услугах восстановления и защиты данных. Достигается это через использование инфраструктурной платформы, которая открывает доступ к аппаратному обеспечению только в случае необходимости. Сервис предоставляет удаленный доступ к данным из любого места, благодаря чему клиентам обеспечена гибкость в вопросах резервного копирования и восстановления данных.

Преимущества:

  • Предлагает настраиваемый процесс управления, позволяющий проводить дополнительное резервирование ресурсов.
  • Бесплатное тестирование идеально подходит клиентам, желающим несколько раз в год проводить анализ своего процесса восстановления.
  • Осуществляет оперативное включение резерва при сбое виртуальных или физических серверов.
  • Каждому клиенту выделяются специальные менеджеры учетной записи — коммерческий и технический, а также предоставляются контакты с командой техподдержки Service Delivery Management (управление оказанием услуг).

Databarracks проводит репликацию и восстановление на множественных уровнях, которые включают в себя гипервизоры, физические и виртуальные сервера, а также приложения. Также сервис применяет встроенное резервное копирование и восстановление данных для виртуализации. Среди технологических партнеров Databarracks есть такие компании, как Veeam, VMware и Zerto.

IBM Cloud Services

Сервис IBM под названием Cloud Virtualized Server Recovery (CVSR, виртуализированное облачное восстановление серверов) обеспечивает непрерывное функционирование и повышенную устойчивость бизнеса к нарушению целостности данных. Полностью управляемый сервис облачного аварийного восстановления обеспечивает работу виртуальных и физических экземпляров серверов в виртуализированной облачной инфраструктуре в рамках выделенного безопасного центра восстановления данных.

Преимущества:

  • Предоставляет различные уровни настройки частоты тестирования, объектов восстановления и цен на сервис, благодаря чему клиентам легче создать сервис, идеально подходящий для их нужд.
  • Запускаемый клиентом процесс переключения резервных мощностей с локальной на облачную систему предоставляет клиентам больше рычагов контроля над своей деятельностью.
  • Простота управления восстановлением идеально подходит корпоративным клиентам.
  • Полнофункциональный портал провайдера служит доступным инструментом администрирования.

IBM предлагает набор средств защиты данных и многоуровневый портал, позволяющий сократить время, затрачиваемое на восстановление. Готовая к работе конфигурация позволяет клиентам сэкономить время и финансовые вложения в создание, эксплуатацию и управление техническими решениями для поддержания их отказоустойчивости. Сервис восстановления данных от IBM обеспечивает непрерывную репликацию данных с целью не допустить опасных пробелов в архиве. Также за дополнительную ежемесячную плату клиенты могут воспользоваться опцией непрерывного наблюдения за данными.

NTT Communications

Сервис облачного аварийного восстановления от NTT Communications предлагает как восстановление, так и резервное копирование данных. Клиенты могут постоянно контролировать работу сервиса с помощью средств самоуправления, логов аудита и отчетов о степени использования ресурсов.

Преимущества:

  • Позволяет клиентам брать на себя контроль за работой сервиса посредством самостоятельного задания его параметров, конфигурации, установки и мониторинга.
  • Виртуальные и физические сервера могут размещаться сразу в нескольких местах по всему миру, что помогает поддерживать гибридные конфигурации.
  • Тестирование отказоустойчивости и работоспособности процедур восстановления предлагается бесплатно, что упрощает клиентам задачу по тестированию своих систем восстановления в любой удобный для них момент времени.
  • Системы NTT Communications постоянно проверяются на предмет целостности и доступности данных.

Компания NTT Communications гарантирует наличие брандмауэров корпоративного класса и многоуровневую безопасность своих облачных дублирующих серверов. Она предлагает варианты облаков Hybrid Cloud (гибридное), Enterprise Cloud (корпоративное) и Cloud (обычное) для обеспечения немедленной защиты и восстановления данных. Автоматизированный процесс хранения в облаке от NTT Communications предоставляет клиентам высокую степень гибкости, к тому же он работает по заранее определенному соглашению об уровне предоставляемых услуг (SLA) и не требует особого мониторинга.

Seagate

Сервис обеспечения отказоустойчивости в облаке EVault компании Seagate предлагает сервисы защиты и восстановления данных как в режиме самообслуживания, так и в режиме управления со стороны провайдера. Его DRaaS-модель обеспечивает репликацию системных данных в режиме реального времени, а также доступ к серверу во время запланированных простоев. Компания гарантирует получение доступа к критически важным данным в течение часа с момента аварии, что дает клиенту возможность доступа к системе даже в случае чрезвычайного происшествия.

Преимущества:

  • Предоставляет многоуровневое хранение данных, так что наиболее важные данные можно извлечь в кратчайшие сроки после аварии.
  • Бесплатно предоставляется до 15% дополнительного места для хранения данных.
  • Ежедневные проверки целостности данных гарантируют стабильность системы.
  • Предлагается техподдержка на множестве языков.

Seagate заключает соглашение об уровне услуг, гарантированно оказываемых в течение часа, которое подходит под все варианты резервирования данных, что устраняет необходимость иметь запасную площадку для восстановления. Сервисы также поддерживают целый набор платформ на базе ОС Windows и виртуальных платформ для защиты данных и приложений, в том числе Microsoft Windows Server 2003/2008/2012, NetApp, Microsoft Exchange, SQL Server, File Server и SharePoint, Blackberry Server, IBM i и IBM AIX, Red Hat и SUSE Linux, а также VMware.

Sungard Availability Services

Компания Sungard предлагает многофункциональный DRaaS-пакет, который включает такие сервисы как Recover2Cloud, Managed Recovery Program (программа управляемого восстановления) и Enterprise Storage Replication (корпоративный сервис репликации хранимых данных). Она работает по модели управляемого сервиса, включающего в себя элементы управления со стороны клиентов, благодаря чему интерфейс можно лучше приспособить к индивидуальным требованиям. Предлагаются услуги как облачного и обычного хостинга, что позволяет настроить их сервис аварийного восстановления под нужды конкретных клиентов.

Преимущества:

  • Предлагает встроенное управление приложениями и восстановлением данных.
  • Резервное копирование без учета состояния приложений (crash-consistent) и с учетом состояния приложений (application-consistent) как в виртуальной, так и в физической среде гарантирует, что ваши данные будут в безопасности при любых обстоятельствах.
  • Предлагается множество профессиональных услуг по резервному копированию данных и восстановлению приложений.
  • Sungard соблюдает требования стандарта SSAE 16 (декларация о стандартах на процедуры аттестации) к отчетности по контролю за сервисными организациями (SOC) 2-го типа, стандарта безопасности данных в сфере платежных карт (PCI DSS), стандарта HIPAA и стандарта Международной организации по стандартизации (ISO) 9001.

Sungard стремится укрепить ИТ-окружение и оградить его от нежелательных гибридных ситуаций. Опция тестирования функций восстановления под управлением провайдера способствует эффективному анализу системы, что позволяет провести настраиваемую оптимизацию. Комплексная методология Sungard в вопросах аварийного восстановления индивидуально настраивается под параметры целевого времени восстановления (RTO) и целевой точки восстановления (RPO) каждого конкретного клиента, обеспечивая исчерпывающую гибкость и универсальность в применении.

Verizon

Verizon сотрудничает с VMware, Microsoft, HP и Cisco с целью предоставления услуг аварийного восстановления, приспосабливаемого к индивидуальным нуждам клиента. Сервис является полностью управляемым и в случае чрезвычайного происшествия позволяет переключать работу на абсолютно функциональное окружение. Сервис дублирования данных от Verizon гарантирует полное возобновление всего сервера, а также восстановление операционной системы, данных и приложений на платформе коммунальных вычислений.

Преимущества:

  • Бесплатно предоставляет дополнительные процессорные мощности и оперативную память.
  • Обширный опыт по обеспечению отказоустойчивости бизнеса и ведению проектов аварийного восстановления ИТ-систем позволяет считать Verizon экспертом, способным оказать помощь своим клиентам.
  • Репликация виртуальных машин и сопутствующих оперативных данных позволяет клиентам защитить свои эмулированные данные и системы.
  • Своевременное исправление ошибок и быстро реагирующая техподдержка позволяют клиентам немедленно решать свои проблемы.

Verizon предлагает дистанционный переход на резервный ресурс и конфигурацию резервирования с двумя рабочими узлами (active/active) для приложений с собственными возможностями репликации. У клиентов есть также возможность использовать для репликации данных массивы хранения, что позволяет гарантировать полную защиту большого количества виртуальных и физических серверов.

VMware

DRaaS-модель компании VMware идеально подходит как для частного, так и для публичного облачного хостинга. Сервисы VMware Virtual SAN, VMware vSphere Replication и VMware Site Recovery поддерживают частные облака, созданные отдельными организациями, и предоставляют им возможности по безопасному, независимому и бесперебойному хостингу и тестированию важных данных. По словам представителей компании, сервис VMware vCloud Air Disaster Recovery идеален для проведения нативного облачного восстановления; он использует средства VMware vSphere Replication для генерации асинхронной репликации данных.

Преимущества:

  • Предоставляет круглосуточную поддержку при возникновении ситуаций типа Severity 1 (первый уровень серьезности).
  • Работоспособность сервисов гарантируется на уровне 99,9%, благодаря чему клиенты получают практически непрерывный доступ к своим данным и приложениям.
  • Ценовая политика сервисов прозрачна и понятна, так что клиенты видят, что именно они покупают.
  • Платформа VMware vCloud Air отвечает требованиям таких нормативных стандартов как IOS 27001, SOC 1 (SSAE 16)/SOC 2 Тип 2, SOC 3 и HIPAA/HITECH.

VMware предлагает технологии виртуализации, которые обеспечивают безопасность всех системных данных. Сервис резервного копирования гарантирует своевременную и эффективную защиту данных, систем и приложений клиента. Сервис VMware также позволяет избежать запланированных простоев во время профилактического обслуживания систем. В случае аварии VMware предохраняет работу всех критически важных приложений, чтобы избежать вынужденной остановки и обеспечить бесперебойное функционирование бизнеса клиентов.

Windstream

Модель Windstream фокусируется на быстрой, экономной защите и восстановлении данных. Все критические приложения, сервера и данные размещаются в ее облачной среде и в случае аварии поднимаются в течение нескольких минут. С целью гарантирования постоянного доступа клиентов к своим данным Windstream предлагает услуги непрерывной репликации, а также средства самостоятельного управляемого тестирования и восстановления.

Преимущества:

  • Дата-центры с резервированием 2N гарантируют, что единичные отказы не скажутся на основной производственной инфраструктуре.
  • Обеспечивает доступ в любой момент времени к компонентам инфраструктуры и внутренним сетевым окружениям клиентских дата-центров.
  • Предлагает услугу по репликации виртуальных машин в другие облака. Цена на услугу ступенчатая и зависит от объемов репликации.
  • Позволяет проводить восстановительные операции в своем дата-центре в течение периода до 60 дней.

Windstream предлагает восстановление типов cloud-to-cloud (между облаками) и server-to-cloud (с сервера в облако), обеспечивая резервирование как виртуальных, так и физических серверов. Для поддержки оптимальной работы ключевых приложений клиента используются точки резервирования с учетом состояния приложений. Windstream также предлагает специальные возможности для дата-центров компаний EMC и NetApp.

Версия для печати