Увеличение количества информации, а также ужесточение законодательства касательно хранения и использования персональных данных подталкивают руководителей всерьез задуматься об аренде облачной инфраструктуры. Направление мыслей, безусловно, верное.

Однако при переходе от слов к делу возникают определенные трудности.

Широкий спрос на облачные услуги закономерно рождает и множество предложений от самых разных фирм. Причем для некоторых из них облако является второстепенным сервисом, а их основная специализация лежит совсем в другой плоскости. Тем не менее они смело выходят на облачный рынок и начинают конкурировать с компаниями-старожилами, которые уже не первый год работают в данной сфере. Что это может означать для потенциального клиента? Скорее всего, то, что определиться с облачным оператором ему будет еще сложнее.

Выбор подходящего облака может стать нелёгкой задачей из-за того, что провайдеры предлагают практически одинаковый функционал, но по совершенно разной цене. И понять, что же скрывается на самом деле за той или иной стоимостью, очень проблематично.

Так в чем же заключается разница между «дорогим» и «дешевым» облаком? Как клиенту сориентироваться в таком широком ценовом диапазоне и сделать правильный выбор?

Для того чтобы представить полную картину зависимости стоимости облака от различных параметров мы рассмотрим следующие показатели:

  • элементы, из которых складывается стоимость облака;
  • схемы тарификации услуг;
  • типы используемой виртуализации;
  • степень износа оборудования;
  • искусственное занижение или завышение стоимости сервиса.

За что платим?

Давайте сначала разберемся, что же в принципе входит в стоимость аренды облака. От ее составляющих будет зависеть минимальная цена, на которую стоит ориентироваться клиенту.

Стоимость аренды облака складывается из издержек (затрат) облачного провайдера, которые включают в себя:

  • размещение в профессиональных дата-центрах (аренда стоек и серверов);
  • оплату электроэнергии;
  • содержание систем бесперебойного питания и кондиционирования;
  • поддержание систем и режимов безопасности доступа;
  • аренду каналов связи;
  • приобретение и содержание парка вычислительного, сетевого и иного оборудования, а также систем хранения данных;
  • плановые и внеплановые работы по ремонту оборудования;
  • покупку программного обеспечения для облачных платформ;
  • содержание штата высококвалифицированных инженеров;
  • лицензионные издержки и др.

Заказчик обычно видит компоненты стоимости иначе. Цена облака для клиента складывается из стоимости ресурсов, которые он арендует. Основные параметры тарификации облачных услуг:

  • потребление процессорных ресурсов (CPU);
  • потребление ресурсов оперативной памяти (RAM);
  • потребление ресурсов систем хранения (HDD), причем как рабочих, так и предназначенных для создания резервных копий;
  • параметры сетевого доступа инфраструктур: сервис WAN/LAN или интернет-доступ, организация изолированных локальных сетей (зачастую это программно-определяемые сети SDN, которые облачный клиент может создавать и организовывать самостоятельно, без необходимости какого-либо участия облачного оператора).

Также обязательным сервисом для всех ответственных облачных клиентов является автоматическое резервное копирование данных.

Для графических систем дополнительно может учитываться и тарификация использования ресурсов облачных графических процессоров GPU, которые в основном применяются для систем проектирования и мультимедиа-сервисов на базе VDI-технологий.

«Утром — деньги, вечером — стулья», или Схемы оплаты услуг

Существует множество схем тарификации для конечного клиента, применяемых облачными провайдерами. Система оплаты по каждой из них обусловлена возможностями облачных платформ. Основными моделями тарификации являются следующие:

  • Allocation Pool — клиент платит за фиксированное число ресурсов, выделенных для виртуальной среды;
  • Pay-As-You-Go — оплата производится исходя из фактического потребления. За виртуальными серверами клиента не резервируется какое-либо количество ресурсов физического дата-центра, оплата осуществляется на основании фактического использования ресурсов в течение определенного временного отрезка;
  • Reservation Pool — заказчик оплачивает гарантированное число ресурсов. Они всегда зарезервированы для клиента, вне зависимости от наличия и загрузки ресурсов другими клиентами.

Оплата за использование ресурсов по моделям Allocation Pool и Reservation Pool рассчитывается в разрезе месяца, по модели Pay-As-You-Go — в разрезе часа.

Самая демократичная для клиента модель тарификации — Pay-As-You-Go, в которой он платит только за то, что фактически потребляет, причем с точностью до одного часа. Однако важно помнить, что отсутствие переподписки может нивелировать преимущества этой модели предоставления услуг. Иными словами, если переподписки нет, то стоимость облака может оказаться слишком дорогой (даже по такой «бюджетной» модели).

Облачные операторы, как и все сервисные компании, используют два способа взаиморасчетов с клиентами: предоплата и постоплата.

При применении любой из схем большая часть расходов облачного провайдера приходится на текущее поддержание и развитие своей облачной инфраструктуры. В связи с этим слишком низкая стоимость облачных услуг должна насторожить клиента. Широко известны случаи, когда несколько облачных операторов в погоне за клиентами настолько безответственно отнеслись к параметрам качества услуг, что облака были серьезно повреждены, а данные клиентов потеряны. Из этого следует, что слишком низкая стоимость облачных услуг должна служить для клиента своеобразным сигналом о возможности серьезных рисков.

Безусловно, для заказчика более предпочтительна постоплатная схема. От этого нужно отталкиваться и при выборе оператора облачных услуг. Если провайдер использует постоплатную схему, значит, он готов гарантировать качество предоставляемого сервиса, в том числе согласно SLA (Service Level Agreement, соглашение об уровне предоставления услуг).

В некоторых случаях при работе с физическими лицами облачные операторы могут применять только предоплатную схему — и это нормально. При предоставлении услуги физлицам, ввиду их большого количества, невозможно заранее заложить достаточный уровень безрисковых условий. Но бывают и исключения: некоторые операторы применяют по отношению к физическим лицам и постоплатную схему.

За сервис нужно платить

Цены на облака могут кардинально различаться в зависимости от качества облачных платформ и уровня сервиса.

Облачные операторы могут предоставить физическую виртуализацию (аппаратную) или паравиртуализацию (софтверную). Например, платформы, работающие с паравиртуализацией, будут заведомо менее дорогими для облачного оператора, поэтому он сможет предлагать свои услуги дешевле среднерыночных. Часто такие платформы и технологии вообще бесплатны для оператора и позволяют ему использовать низкокачественные вычислительные аппаратные мощности при предоставлении услуг. Используя паравиртуализационные облака, клиент может недополучить необходимые ресурсы в полном объеме.

Однако существуют и качественные бесплатные платформы виртуализации, которые предоставляют аппаратную виртуализацию и облачные сервисы на высоком уровне. Например, достойные проекты виртуализации: Xen, KVM, OpenVZ, OpenStack и др.

По некоторым параметрам свободные ресурсы значительно уступают платформе VMware — бесспорному лидеру в области виртуализации и облачных технологий. Опыт многих наших специалистов это подтверждает. Преимуществ у данной платформы действительно много, и на некоторых, наиболее существенных, стоит остановиться отдельно.

На первое место в платформенном решении VMware можно поставить технологию DRS (динамическое распределение вычислительных ресурсов), которая обеспечивает выделение и потребление клиентом вычислительных мощностей. Данная технология позволяет кластерам VMware выравнивать нагрузку по всему парку оборудования, обеспечивать отсутствие перегрузок и с высокой степенью достоверности исключить переподписку потребления ресурсов клиентами при массовой работе в облаке.

На втором месте находится технология SDRS (динамическое распределение ресурсов хранения данных), позволяющая автоматически регулировать размещение данных как по потреблению пространства, так и по интенсивности затребования дисковых операций. VMware имеет несомненное преимущество перед другими платформами виртуализации и облаков за счет наличия технологии Thin&Fast provisioning, позволяющей экономить дисковое пространство. В сочетании с технологиями профессиональных СХД или проприетарной VMware-VSAN она идеально подходит для хранения данных за счет технологий дедупликации, экономия при использовании которых возрастает в среднем от 3 до 10, а иногда и до 20 раз.

Но у всех этих преимуществ есть серьезный противовес. VMware — это коммерческая платформа. За высоким качеством стоят и напряженная работа нескольких десятков тысяч специалистов, и немалые затраты на разработку и поддержание технологий, которые в свое время совершили облачную и виртуальную революцию.

Все облачные операторы, использующие VMware в качестве платформы виртуализации, производят регулярные ежемесячные отчисления компании или ее официальным представительствам. По этой причине стоимость профессиональных облаков не может быть ниже стоимости этих отчислений (и стоимости других необходимых издержек облачного провайдера). Все облачные операторы VMware являются регистрируемыми партнерами компании-разработчика, и клиент всегда может проверить статус партнерства на сайте VMware.

Другой показатель качества предоставляемого сервиса — содержание своих или аренда ресурсов профессиональных дата-центров с соответствующими уровнями предоставления услуг (Tier X), где X — это уровень сертификации дата-центра. Разумеется, чем он выше, тем более качественными являются услуги облачным оператором. Ресурсы провайдера с высоким уровнем TierX стоят, соответственно, дороже, так как возрастают издержки оператора (естественно, они тоже входят в стоимость облака). Клиентам рекомендуется выбирать облачных провайдеров, размещающих свое оборудование в дата-центрах с уровнем сертификации Tier не ниже III (Tier III).

Затраты на Tier X зависят от качества электропитания, охлаждения, систем безопасности, каналов связи и других немаловажных параметров, которые получает облачный клиент вместе с сервисами. Все эти издержки заложены в стоимость услуг и формируют их минимальный уровень стоимости.

Качественное оборудование — залог надежности и безопасности

Очень сильно влияет и на качество, и на стоимость услуг использование определенного оборудования. Не секрет, что довольно часто провайдеры закупают б/у оборудование (правда, не все готовы признаться в этом своим клиентам). Соглашаться ли на него или искать оператора, который точно предоставит новое оборудование?

Оборудование, бывшее в употреблении, конечно, не самое лучшее, но при правильной эксплуатации и своевременной замене все обойдется без каких-либо инцидентов и аварий.

Например, европейские дата-центры, чтобы соответствовать современным критериям, регулярно производят плановую ротацию своего отработанного оборудования еще до того, как оно наработало на отказ. По истечении определенного срока дата-центры массово избавляются или продают свое б/у оборудование потребителям более низкого уровня. К сожалению, их услугами иногда пользуются и некоторые облачные операторы, чтобы уменьшить издержки на аппаратное обеспечение и конкурировать на рынке благодаря низкой стоимости услуг.

Разумеется, б/у оборудование никогда не сравнится с новым по параметрам отказоустойчивости, поскольку оно уже «прошло свой трудовой путь». К тому же производительность нового оборудования примерно на 15-20% выше.

Облачные операторы, желающие сэкономить на стоимости своего парка оборудования путем привлечения таких каналов поставки, значительно снижают качество предоставляемого сервиса. Очень важно, чтобы на вопрос об используемом оборудовании облачный провайдер мог сразу дать четкий и однозначный ответ.

Полезной для клиента может оказаться инфографика используемых партнерских технических решений. Обычно такая информация размещается на сайте облачного оператора.

Отметим, что таких решений не должно быть много. Слишком большой технологический парк и отсутствие мейнстрим-линеек решений должны сразу насторожить клиента. Высока вероятность, что парк облачного оператора состоит из б/у оборудования, и такой существенный критерий, как «стандартизация», у данного провайдера отсутствует. Любой профессиональный облачный оператор неизбежно будет стандартизировать свои решения, а также ограничивать приток разнородных технологических компонентов (и тем более б/у оборудования, от которого можно ожидать каких угодно негативных последствий). Сильно отличающиеся друг от друга технологические и аппаратные решения крупным облачным операторам сложно сопровождать, кроме того, в таком случае увеличивается риск возникновения проблем.

О дешевом сыре и мышеловке

Всю совокупность вышеперечисленных критериев, которым должен соответствовать облачный оператор, можно назвать «объективной» составляющей. Данные параметры действительно имеют прямое влияние как на качество сервиса, так и на конечную стоимость услуг. Но иногда очень сложно понять, почему провайдер предлагает слишком низкую или, наоборот, чересчур высокую цену. В обоих случаях вы можете столкнуться с мошенничеством.

В случае заниженной стоимости облачных услуг заказчик скорее всего получит:

  • паравиртуализацию вместо нормальной аппаратной виртуализации;
  • пониженный уровень размещения Tier X;
  • непрофессиональную простую облачную платформу, скорее всего свободную;
  • переподписку по предоставляемым ресурсам (один и тот же ресурс предоставляется многим клиентам — возникает конкуренция за его потребление);
  • дешевое вычислительное оборудование (с высокой вероятностью — б/у);
  • дешевые низкопроизводительные накопители информации и другую инфраструктуру, подверженную рискам;
  • ограничения по функциональности облачных возможностей, а зачастую и полное отсутствие необходимых сервисов;
  • риски частичной или полной потери ресурсов, размещаемых в данных облаках;
  • низкий уровень доступности SLA, отличающийся от заявленного самим оператором;
  • низкоуровневую техническую поддержку.

Стремление к чрезмерной экономии часто приводит к тому, что клиент недополучает требуемых ему ресурсов, а платит больше, чем фактически потребляет. При этом качество как облачных, так и сопутствующих сервисов остается низким. Помните, что нельзя получить качественные услуги (с высокими издержками провайдера) за «три копейки».

На другом полюсе находится завышенная стоимость услуг. Надо сказать, что провайдеры, устанавливающие цены намного выше средних, но при этом не предоставляющие какой-либо «эксклюзив», как правило, быстро уходят с рынка. Но перед этим они могут неплохо заработать на не слишком осведомленных клиентах.

Несомненно, высокая стоимость сервиса не каждому по карману, но на каждую услугу найдется свой потребитель. Среднестатистические по стоимости облачные услуги находятся в массовом сегменте, и у них есть и свои плюсы (например, простота использования). Однако часто они не имеют тех преимуществ, которые может предоставить сервис более высокого класса. Если у компании серьезный проект, который она планирует развивать в долгосрочной перспективе, стоит задуматься о более дорогом, но в то же время и более качественном сервисе.

Иногда цена кажется клиенту высокой, но в процессе расчета стоимости облака (исходя из определенных параметров) провайдер готов сделать хорошую скидку. Надо сказать, что такая «гибкая политика» и индивидуальный подход к клиентам полностью оправдывают себя.

В любом случае сначала вам необходимо «прицениться»: узнать стоимость услуг у разных провайдеров для определенного объема работы и заявленных параметров. Если видите, что цена выше средней, поинтересуйтесь у менеджера, чем их услуги выгодно отличаются от сервиса конкурентов. При наличии явных преимуществ стоит оценить свои финансовые возможности и, возможно, согласиться. Если же ничего «сверхъестественного» вам не предложили, смело ищите другого облачного оператора.

Как сориентироваться в широком ценовом диапазоне при выборе облачного провайдера

Предлагаем следующий алгоритм выбора облачного оператора. Для того чтобы сделать правильный выбор, клиенту следует:

  • определить средний ценовой сегмент нужных ему услуг;
  • «отфильтровать» в соответствии с вышеуказанными разъяснениями облачных операторов, в которых не уверены. Так вы сможете застраховать себя от некачественного предоставления услуг, и, соответственно, устранить риски частичной или полной потери данных;
  • составить перечень операторов, отвечающих необходимым критериям: гарантированное предоставление ресурсов, предоставление тестового доступа. Также желательно зафиксировать параметры производительности CPU/RAM/HDD/WAN, используя тестовые утилиты. Надо сказать, что недобросовестные облачные операторы, как правило, не предоставляют тестовые доступы, не имеют переподписки и работают зачастую только по предоплате;
  • сузить круг поиска до операторов, предлагающих демократичные тарифные политики;
  • провести сравнительный анализ стоимости и качества предоставляемых ресурсов.

На последнем этапе клиенту не стоит опасаться неизбежного повышения стоимости предоставляемых услуг относительно других операторов. Ищите баланс между ценой и качеством и помните, что вы платите за надежность и сохранность ваших данных. Подойдите к выбору ответственно, и вам не придется переплачивать за предоставленные ресурсы.

Автор статьи — заместитель директора компании CorpSoft24 по техническим вопросам.