О тенденции смещения клиентской серверной ИТ-инфраструктуры в сторону облачных моделей аналитики начали говорить во второй половине прошлого десятилетия, и довольно быстро этот объективный тренд развития ИТ стал общепризнанным. По мнению экспертов, облака сегодня стали вполне обычным способом использования ИТ-ресурсов и уже давно перешли из статуса «тестирования и пилотов» в разряд «промышленного применения», неизменно расширяя при этом свою долю на ИТ-рынке.

Этот отраслевой тренд наглядно подтверждается опытом компании КРОК, которая, открыв в 2008 г. свой первый коммерческий дата-центр, стала тогда один из пионеров продвижения ИТ-облаков в нашей стране, а спустя десять лет довела по итогам 2018 г. объем продаж облачных услуг до 1,351 млрд. руб., показав при этом годовой рост на 30%.

Однако, наверное, еще важнее является не рост количественных показателей облачного бизнеса, а происходящие в нем качественные изменения. «За десять лет облачные модели стали обычной для заказчиков схемой использования ИТ, при этом роль облачного провайдера кардинально поменялась. Из исполнителя, обеспечивающего доступ к облачной инфраструктуре, мы превратились в сервисную компанию с сильной консалтинговой экспертизой», — заявил Максим Березин, директор по развитию компании «КРОК Облачные сервисы».

Вспомнив о былых жарких спорах на тему «что такое облачные вычисления», он определил сегодня это понятие примерно так: широкий спектр разных вариантов использования заказчиками ИТ-ресурсов (начиная от использования инженерной инфраструктуры дата-центров в режиме колокейшн с размещением в них собственных вычислительных средств и заканчивая готовыми программными сервисами класса SaaS внешних поставщиков).

КРОК еще в 2009 г., через год после запуска своего первого дата-центра, начала разработку и поэтапное внедрение собственной программной платформы управления облачной инфраструктурой. Несколько лет ушло на тестовые опробования (со стороны и разработчиков, и пользователей), а в 2013-м начался массовый переход корпоративных заказчиков в облако, с постоянным смещением от опробования пилотных проектов к промышленной эксплуатации. По данным компании, если в 2010 г. клиентами ее облачной платформы было десять организаций, то сейчас их уже более трехсот. В последние годы темпы роста увеличиваются по нарастающей (в 2018 г. число клиентов выросло на 27%), при этом видна и другая важная тенденция — увеличение стоимость среднего чека в расчете на одного клиента (сейчас она около 400 тыс. руб. в месяц).

Несмотря на звучавшие ранее прогнозы о том, что предприятия, особенно банки, никогда не пойдут на то, чтобы отдать жизненно важные для себя данные и приложения «в чужие руки», практический опыт говорит, скорее, об обратном: представители финансового сектора составляют почти четвертую часть облачных клиентов КРОК, занимая первое место по отраслевому признаку; за ними следуют ритейл (19,2%) и промышленность и ТЭК (10,5%). При этом самым быстро растущим сегментом (по числу клиентов) сегодня являются ИТ-компании и разработчики онлайновых сервисов. А вот доля госсектора, на который приходится существенная доля российского ИТ-рынка, крайне незначительна — всего 1,2%. Причина этому вполне очевидна: в стране имеется целый ряд нормативных требований, препятствующих переходу госорганизаций в коммерческие облака.

Всего же, по словам Максима Березина, «КРОК Облачные сервисы» реализовали порядка 2000 проектов — от переноса информационных систем без остановки операционного бизнеса до сложных консалтинговых проектов с созданием подробных дорожных карт развития инфраструктуры. Именно консалтинговые услуги, а также управляемые сервисы, эксперты КРОК видят драйверами развития компании и всего облачного рынка в целом.

По мнению консультанта по корпоративным решениям Dell Technologies Дениса Тропина, который сослался на исследования как своей компании, так и мировых аналитиков, развитие облачного рынка России идет вполне в соответствии с глобальными тенденциями. Переход от традиционных подходов к построению ИТ-инфраструктуры к современным облачным моделям в фундаментальном плане определяется технологическими достижениями, которые, в свою очередь, приводят к резкому изменению структуры бизнеса и, как следствие, к изменению требований бизнеса к ИТ. Получается замкнутый круг, когда ИТ-разработчики, инициировав инновационный процесс, вынуждены неустанно трудиться дальше, чтобы успевать за нарастающими встречными требованиями со стороны заказчиков.

По его словам, в условиях географической распределенности бизнеса заказчиков, а также непредсказуемости их требований к ИТ в плане как функциональности, так и нагрузки, именно облака могут обеспечить необходимую минимизацию затрат и гибкость развития ИТ-систем. При этом, конечно, никто не говорит о необходимости полного перехода в облако, для большинства предприятия оптимальным вариантом являются гибридные модели сочетания облачных и онпремис-схем.

Данные умозаключения подтвердил технический директор сервиса путешествий «Туту.ру» Вадим Мельников: «Разумеется, вопросы снижения затрат на ИТ очень важны, но все же главный облачный эффект — повышение гибкости развития бизнеса, ускорение вывода на рынок новых предложений». Он сообщил, что сегодня «Туту.ру» обслуживает примерно 1 млн. посетителей в день, 20 млн. — в месяц, при этом в компании из 370 сотрудников половина приходится на ИТ-специалистов. Поддержка высочайшей доступности и необходимой производительности — это непременное условий успеха массового интернет-сервиса. «Влияние производительности на бизнес-результаты мы проверили на практике, — сообщил Вадим Мельников. — Выяснилось, что каждые дополнительные 100 мс загрузки страницы приводят к потере 1% продаж». Возможно, еще более существенное значение имеет сокращение временных издержек на всех этапах создания продукта. В подтверждение этих слов он привел такие сведения: обновление монолитной части онлайного решения происходит два раза в неделю, а микросервисы обновляются непрерывно, в среднем 10 раз в день. Опыт компании подтверждается эффективность облачных моделей, ИТ-инфраструктура компании постоянно смещается в облако: за последний год число потребляемых в облаке процессорных ядер возросло более чем в два раза, с 1250 до почти 2800.

В то же время использование мультиоблачных моделей позволяет решить задачу независимости от провадера: для «Туту.ру» компания «КРОК Облачные сервисы» является хотя и самым значительным, но все же не единственным облачным партнером. «В наших планах в качестве одной из главных задач является переход к единой платформе управления облаками разный провайдеров, с обеспечением автоматической балансировки ресурсов по нагрузке и применению единой среды для разработки новых сервисов и их промышленной эксплуатации. Мы хотим сделать гибридное облако, в котором часть постоянной нагрузки увести в облако на своем оборудовании», — поделился Вадим Мельников.