В настоящее время предприятия и организации всех отраслей экономики переходят на широкое использование информационных технологий на основе облачных решений. Телеком-операторы стремятся завоевать свою долю на рынке провайдеров ИТ-услуг.

По прогнозу IDC, основанному на исследованиях по всему миру, совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) дохода от всех традиционных услуг связи (фиксированная и мобильная голосовая связь, фиксированный и мобильный Интернет) до 2022 года составит не более 1%. В то же время CAGR для управляемых услуг ИТ (аналитика больших данных, облачные сервисы, услуги SD-WAN и безопасность) прогнозируется на уровне 12%. Включение этих услуг в портфель телеком-операторов открывает возможность получения дополнительных источников дохода в условиях отсутствия роста доходов от предоставления традиционных услуг связи.

К пяти главным составляющим успеха трансформации телеком-оператора в провайдера управляемых услуг относятся следующие:

  1. виртуализация сетевых функций. Традиционно телеком-операторы подключают терминалы пользователей, используя физические сети, в которых каждая функция обеспечивается отдельным сетевым элементом, состоящим из аппаратной и программной частей. Стремление уменьшить капитальные затраты на внедрение новых технологий и быстрый вывод на рынок новых услуг диктует необходимость виртуализации сетевых функций с реализацией их в виде виртуальных машин на стандартной аппаратной платформе;
  2. оркестрация сетей и услуг. Внедряя цифровые услуги на основе виртуализации сетевых функций, программно-определяемых сетей и облачных решений, операторы связи продолжают использовать также и свои традиционные физические сети. Для качественной и гибкой доставки услуг пользователям актуальным становится вопрос оркестрации сетей и услуг. Решить эту проблему позволяет создание программируемой платформы оркестрации, которая обеспечивает автоматическую доставку требуемого набор услуг, используя все имеющиеся сетевые ресурсы: физические, виртуальные или гибридные. Внедрение автоматической оркестрации сетей и услуг дает возможность телеком-операторам значительно сократить время вывода на рынок новых цифровых продуктов и технологий;
  3. аналитика больших данных. Бизнес-клиенты услуг связи для повышения эффективности производственной деятельности и монетизации данных рассматривают возможность не только сбора и хранения данных, но и обработку накопленной информации с использованием искусственного интеллекта. Для работы с большими данными провайдеры услуг устанавливают на сети соответствующую цифровую платформу, обеспечивающую облачное хранение данных и аналитику данных с применением технологии машинного обучения;
  4. безопасность. Одним из ключевых аспектов при внедрении новых услуг на основе облачных технологий является обеспечение сквозной защиты от вторжения в элементы сети, несанкционированного доступа к данным и проникновения программных вирусов. Для обеспечения безопасности провайдеры услуг внедряют регулярно обновляемую систему защиты, которая поддерживает бесперебойное предоставление услуг в условиях непрерывно совершенствующихся кибернетических атак;
  5. партнерство. Важной составляющей успеха в условиях конкурентного цифрового ралли является партнерство. Для телеком-операторов во многих случаях экономически необоснованно, а иногда и непосильно создавать все решения собственными силами в процессе трансформации сетей. Поэтому для поставки решений выбираются партнеры среди тех разработчиков, которые имеют проверенные коммерческие решения и зарекомендовали себя экспертами в соответствующей области.

В целом операторы связи Российской Федерации тестируют и внедряют все технологические инновации, которые позволяют им превратиться в провайдеров управляемых ИТ-услуг. Однако внедрение виртуальных сетевых функций и программно-определяемых сетевых решений идет более медленными темпами, чем в лидирующих странах мира. Одной из причин замедления является необходимость создания соответствующей системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), которая должна быть интегрирована с виртуализированной сетью телеком-оператора. Второй причиной является стремление изыскать возможность использования отечественных разработчиков и поставщиков решений, которые пока, однако, отстают от мировых лидеров. Тем не менее, в том, что касается решений по информационной безопасности, российские разработчики котируются на мировом уровне.

Сергей Табулин, директор департамента бизнес-приложений Oracle в России