Корпоративные пользователи становятся все более зависимыми от приложений, применяемых по модели SaaS, так что из-за их простоя или снижения производительности компания может понести убытки или даже вовсе перестать работать. С другой стороны, SaaS предоставляет много преимуществ, в том числе удобство и скорость развертывания программ, однако, чтобы по-настоящему ими пользоваться, предприятиям следует обезопасить себя от неизбежных потерь производительности. Генеральный директор поставщика унифицированных цифровых услуг Catchpoint Мехди Дауди делится на портале eWeek советами, какие шаги для этого нужно предпринять.

1. Обозначьте приоритетные местоположения, где сосредоточены ваши сотрудники (конечные пользователи)

Крупные предприятия, которые обладают штатом сотрудников, распределенным по многочисленным региональным офисам, должны знать, где находятся их наиболее значимые группы сотрудников, и осуществлять мониторинг производительности работы приложений как можно ближе к ним. Между облачным источником сервиса SaaS, которым обычно выступает провайдер услуг, и рабочей группой существует множество элементов, которые могут создавать проблемы. К примеру, это могут быть сбои в цепи передачи сигнала у любого промежуточного звена в конкретном географическом районе — CDN (Content Delivery Network), DNS-провайдеры, региональные и локальные интернет-провайдеры, транзитные сети и т. д.

Лучший способ контроля за уровнем производительности приложения — отслеживание из разных мест. Чем больше точек задействовано, тем лучше, поскольку две-три точки мониторинга в пределах региона, особенно если он большой, могут не показать достоверную картину производительности. Детальное представление о локальной производительности из разных местоположений даст ИТ-командам возможность проводить сравнения, которые в конечном итоге позволят повысить производительность работы SaaS-программ для всех сотрудников. Нужно исходить из того, что она должна быть примерно одинаковой и постоянной в одной и той же местности.

Столкнувшись с волатильностью производительности в одном и том же регионе, предприятия, которые применяют региональную сеть CDN для развертывания парка приложений SaaS и передачи данных, должны понимать, что она настроена не оптимальным образом. Обладая данными, удостоверяющими неравномерное распределение сигнала по сети, предприятия могут уведомить об этом контрактного CDN-провайдера, чтобы тот выровнял пропускную способность сети в регионе. Тяжелее всего приходится глобальным компаниям, которым нужно обеспечивать сопоставимые условия работы региональных представительств по всему миру. Независимо от их фактического местоположения, сотрудники ожидают того же уровня производительности, которым обладают специалисты, работающие в штаб-квартире компании.

2. Выбор разнообразных точек мониторинга сети

Скачкообразный рост количества BYOD-устройств привел к тому, что предприятиям более недостаточно отслеживать лишь производительность ПК. Помимо этого нужно осуществлять мониторинг сотовых сетей и сетей Wi-Fi. Если этого не делать, то ваша сеть может превратиться в одну большую слепую зону для сбора хакерами телеметрических данных. В то же время беспроводные сети славятся обрывами связи при передаче пакетов данных.

В последнее время облачный мониторинг (измерение скорости передачи пакетов из облака в онлайн-сервис и обратно) привлекает интерес тестировщиков, но проводить замеры производительности, полагаясь исключительно на облако, было бы опрометчиво, и особенно это касается приложений SaaS, которые развернуты на мощностях тех же облачных провайдеров. Другими словами, облачный мониторинг измеряет производительность работы софта в облачной службе, полагаясь на выделенное сетевое соединение, а также приоритетную маршрутизацию данных.

Выделенный канал несравнимо быстрее, чем каналы, через которые обычные сотрудники подключаются к облаку и SaaS — они получают свой контент после прохождения длинного обходного маршрута через интернет-провайдеров, CDN, беспроводные сети и др. Если полагаться для измерения производительности приложения SaaS на облачный мониторинг, то шансы на получение искаженных показателей будут невероятно высоки.

3. Обратите пристальное внимание на микроотключения

Микроотключения — это сбои в работе, которые отличаются относительно короткой продолжительностью (менее часа) и влияют только на отдельные рабочие группы/сотрудники. Способность обнаруживать микроотключения напрямую зависит от количества узлов и обзорных точек, за которыми ведется мониторинг. Мониторинг такого типа имеет решающее значение, поскольку микроотключения — предупреждающий сигнал о неминуемости масштабного отключения. 13 марта в подобную ситуацию попала крупнейшая соцсеть Facebook, сервисы которой вышли из строя на 14 часов. Масштабному сбою предшествовал ряд микроотключений (отказ в обслуживании нескольких узлов).

Сказать определенно, можно ли было в этой ситуации предотвратить глобальный сбой, нельзя, но одно очевидно — периодический отказ узлов указал бы на сетевые аномалии. И у Facebook было бы больше времени на то, чтобы отреагировать на них, к примеру, оповестить клиентов о возможных проблемах и готовности решать их, что тем самым успокоило бы их. Микроотключения в приложениях SaaS могут дать пользователям аналогичную ценную информацию. Они также могут служить в качестве предупреждения провайдерам, что из-за повышающейся сложности сетевой инфраструктуры Интернета их SLA больше не являются гарантией того, что сотрудники будут иметь необходимую производительность. Рынок знает примеры, когда клиентам облачных провайдеров удавалось отсудить у поставщиков SaaS миллионы долларов штрафов за несоблюдение SLA, установив при помощи средств мониторинга, что реальная производительность расходится с заявленной.

4. Не тратьте время на поиск виновных — займитесь устранением проблем

Каждый сбой для предприятий, работающих по схеме SaaS, оборачивается финансовыми потерями и снижением продуктивности работы. В этот момент многие организации начинают искать виноватых, собирая вовлеченные стороны, например, команду, отвечающую за поддержку ИТ-инфраструктуры, сетевых администраторов, представителей поставщика SaaS-услуг и команду ИТ-администраторов. Среди ИТ-профессионалов такой подход принято называть MTTI-ориентированным (mean time to innocence, среднее время на установку факта невиновности), когда никто не желает возложить на себя ответственность за сбой и вина автоматически перекладывается на сеть. Очевидно, что вместо поиска виноватых лучше заняться выявлением и устранением проблем, т. е. реализовать MTTR-подход (mean time to repair, среднее время на выявление неисправностей и восстановление).

Во избежание проблем, связанных с «падением» SaaS-инфраструктуры, компании требуется проводить мониторинг производительности в сочетании с передовой диагностикой, что поможет выявить корень проблемы, будь то поставщик SaaS, собственный ЦОД или какое-то промежуточное звено. Умение сетевых администраторов точно установить источник проблемы (вместо ручного перебора всех потенциальных вариантов посредством исключения дееспособных) позволяет им оперативно устранить ее. Если источником затруднений является SaaS-провайдер, то корпоративный пользователь может указать на него службе поддержки поставщика. Если сложности возникли внутри предприятия, ИТ-отделы могут немедленно приступить к их решению. Если же проблема находится где-то в передающей цепи — у локального интернет-провайдера, из-за медленной сети CDN или за пределами соответствующих зон контроля как поставщика, так и предприятия — пользователь, по крайней мере, может наладить связь с ответственными лицами, которые вникнут в его проблему.

5. Изучите возможности повышения производительности за пределами корпоративного брандмауэра

Предприятия, работающие с софтом по модели SaaS, часто не осознают, что у них имеется достаточное количество средств для оптимизации производительности вне границ корпоративного брандмауэра. Один из примеров — конфигурирование в SaaS административных задач. Эти настройки отвечают за запуск приложений, авторизацию сотрудников, создание групп, делегирование прав доступа и многое другое. В некоторых случаях настройки сервиса SaaS под конкретное местоположение сотрудника позволяют добиться значительного улучшения производительности. Помимо настроек конфигураций, которые предлагают SaaS-провайдеры, для контроля и ускорения подключения к приложениям SaaS подойдут техники конфигурирования, которые применяются в ЦОДах, включая службы наложения сети, дедупликация данных, шейпинг трафика (приложения и данные в SaaS классифицируются по степени приоритетности трафика) и т. д.

6. Доверять нужно только самому себе

За последние годы SaaS-провайдеры добились заметных успехов, предоставляя клиентам услуги без каких-либо потерь производительности, что особенно впечатляет на фоне того, что их рабочие нагрузки растут с ошеломляющей скоростью. Тем не менее, организациям не следует полностью полагаться на авторитет провайдеров облачных услуг, лучше всего рассчитывать на себя. Средства мониторинга в сочетании с расширенной диагностикой, проактивные инструменты внутреннего ЦОДа и опыт сетевых администраторов — вот основа стратегии мониторинга SaaS, которая защищает пользователей и обеспечивает должный уровень их продуктивности.