НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Облака над Тверью... и вблизи

Игорь Лапинский
18.04.2011 09:30:49

Оказавшись волею судеб в Твери, заехал в местную компанию «Консалтинговая группа АНТЭК», где пообщался с генеральным директором компании Александром Ерухимовичем и директором департамента ИТ Сергеем Нагорным. Интерес к компании возник не случайно -- в декабре она совместно с Microsoft анонсировала в Твери свой SaaS-проект, и именно об этой компании мне рассказали в перерыве конференции Cloud Russia 2011. Рассказали, как выяснилось, очень приблизительно, но тем не менее беседа с представителями компании получилась интересной. Теперь послежу за развитием этого проекта, который фактически находится в стадии первоначального развития: что-то уже работает и это можно попробовать, но главное еще впереди -- в течение этого года компания рассчитывает набрать пул клиентов, причем не где-то на просторах России и стран СНГ, а главным образом у себя в Твери. Собственно клиенты у облачных сервисов уже есть -- прежде всего это сама компания АНТЭК, бизнес которой, как это часто бывает в региональных компаниях, весьма диверсифицирован. Фактически формируемые на продажу сервисы (это лишь одно из направлений бизнеса и пока, как я понял, инвестиционное) компания отрабатывает на себе -- практически все службы (порядка сотни компьютеризированных рабочих мест) подключены к облачным сервисам (приболевший бухгалтер может и из дома подключиться). Но мощностей собственного дата-центра (а это несколько серверных стоек в местном ЦОДе, обслуживающем РЖД и ряд других клиентов и по надежности устроившем АНТЭК) достаточно для подключения еще 400 рабочих мест -- это на продажу.
Есть и внешние клиенты, но это пока исключение. Тем не менее один пример показался весьма любопытным. Глава давно сотрудничавшего с компанией малого предприятия пришел покупать систему "1С", а ему предложили попробовать облачный сервис с помесячной оплатой и полным отсутствием геморроя с поддержкой системы, созданием резервных копий и проч. Согласился и пока вроде доволен, хотя рабочее место у него в близлежащей деревне, а подключается оно к Сети по каналу 3G (не уточнил только, кто оператор). Сам убедился -- в Твери 3G работает не в пример Москве. Но это ладно. По словам Сергея Нагорного, в городе уже порядка 60% зданий охвачено оптоволокном, а к некоторым домам подведено даже по две линии. Так что проблемы подключения к ЦОДу для большинства потенциальных заказчиков нет, причем трафик в большинстве случаев даже не выйдет за пределы города.

В качестве облачной платформы применена Microsoft Azure. Средства защиты -- от той же Microsoft (включая Forefront) плюс штатные системы "материнского" ЦОДа. Пока, говорят, никаких инцидентов не было. Для клиентов предусмотрено четыре уровня обслуживания -- самый высокий с реакцией в течение 2 часов и устранением проблемы в течение 8-ми, иначе штрафные санкции. Оплата сервиса через Интернет -- это в будущем. В настоящее время договор заключается на месте (предварительно дается месяц на бесплатное тестирование услуг) -- для местных СМБ-компаний вряд ли это проблема. Но в целом вопросов еще предстоит решить много. И главный -- это интеграция предлагаемых SaaS-приложений в полноценный "облачный офис". Собственно, как мне пояснили в АНТЭКе, там понимают, что в перспективе конкурировать с большими ЦОДами не смогут, да и незачем . Важнее отработать технологии интеграции сервисов в рабочие конфигурации, отвечающие типовым нуждам СМБ-заказчиков. А уж где все это разместить -- вопрос десятый.

В общем интересно будет последить за развитием событий и реакцией потенциальных и реальных клиентов (в Твери, говорят, они не пугливые). Если у кого есть вопросы, задавайте. Обещали ответить. А я пока попробую, как это работает из Москвы.

Комментариев: 22

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

18.04.2011 10:01:55

> В качестве облачной платформы применена Microsoft Azure.

Често говоря, есть сомнения, что у них используется именно эта платформа. Теоретически это возможно, но, тут все пока очень непросто. Хорошо бы уточнить, если "да", то уточнить некоторые детали.

Но в общем, проект, конечно, интересный. Было бы интересно узнать многие детали.

18.04.2011 10:25:42

Послал запрос авторам проекта. Надеюсь, подключатся и уточнят детали.

Сергей Нагорный
18.04.2011 10:51:08

День добрый, господа!
Андрей правильно сомневается smile;) Конечно же наше облако не на Azure. Оно построено на платформе windows 2008 R2 с максимально возможным применением технологий виртуализации от Microsoft. В целом облако успешно функционирует и сегодня работоспособны уже все 7 анансированных сервисов, включая такой пока экзотический как Lync-2010 (вся наша связь построена полностью на этом серивисе).

18.04.2011 11:03:38

Прошу прощения за ошибку. И спасибо Сергею за быструю реакцию.

18.04.2011 11:53:58

Azure - это все же еще очень новой, а в нашей стране есть еще и чисто юридические проблемы по использованию зарубежных облачных сервисов.
Но в любом случае проект представляется очень интересным. Я попробую сформулировать вопросы и было бы интересно обсудить-осветить их через этот блог.

19.04.2011 08:06:20

Хоть и с некоторым опозданием, но все же хотелось бы задать несколько вопросов по данному проекту.

Насколько я понимаю, речь тут идет о реализации ИТ-сервисов типа SaaS класса "внутреннее облако" (для потребления внутри компании, хотя можно предположить, что ИТ-отдел фактически является отдельной компание в холдинге) с перспективой перехода к предоставлению услуг внешним заказчикам.

Вопрос такой: а в чем видится отличие схемы обычного ИТ-аутсорсинга от облачного аутсорсинга?

Я, например, в этом проекте не вижу тех важных качественных признаков, которые как раз ИТ-аутсорсинг делают облачным. Это видно, например, по отсустствию механизмов самообслуживания.

Это уже не имеет отношение к облакам, но интересно появление сервиса Lync. Как и кто использует его в России? Ведь они все же во многом пересекается с функционалом Exchange.

Сергей Нагорный
19.04.2011 10:10:00

Андрей, на самом деле все не так как вам представляется. Изначально проект стартовал как коммерческий и ЦОД создавался ИТ компанией, которая до нового года не входила в состав КГ АНТЭК (вернее КГ АНТЭК создана с нового года...). Расчёт строился на подключение до 600 АРМ. Суть "офиса в облаке " - полный комплекс автоматизированных (облачных) функций для почти любого офиса. Сегодня набор этих функций у нас начинает выходить за рамки стандартных функций приложений MS и мы насыщаем проект внутренним специализированным функционалом, например - рабочие процессы проектного офиса (Project Server), рабочие процессы подразделения продаж и сервис-подразделения (CRM 5.0) и т.д.
На вопрос чем отличается Ит аутсорсинг от облачного аутсорсинга отвече так: Ит аутсорсинг - понятие более общее, хотя традициолнно принято его воспринимать как предоставление услуг специалистов. Облачные же сервисы несут в себе большую часть тех составляющих, которые рождают специалисты строя ИС на предприятиях - то есть и инфраструктуру и ПО и все его настройки, обновления и взаимосвязь элементов, а в качестве традиционных аутсорсинговых сервисов мы оказываем услуги на местах у клиентов по поддержке их клиентских АРМ. Благодаря переносу веса "сложных ИТ" в облако, ИТ аутсорсинг рабочих мест становится очень низким по стоимости, а в некоторых случаях клиенты способны и сами справиться со своими рабочими станциями, которые по сути должны лишь выходить в Интернет (пример - тонкие клиенты).

19.04.2011 10:23:05

Спасибо!

Но про ИТ-аутсорсинг, я не очень точно высказался.
Да, ИТ-аусорсинг - это более общее понятие, внешние услуги (на постоянной основе).
Традиционно у нас он понимается, как именно "человеческие услуги", в плане ИТ чаще все техническая поддрежка

Но есть услуги по предоставлению ИТ-ресурсов. Тут речь об этом.

Поэтому перефорулирую: чем ваш "облачный" сервис отличается от давно знакомых хостинга и Application Service Providing'а?

19.04.2011 11:59:51

От хостинга отличается тем, что под хостингом по русски поимается аренда неких аппаратно-программных ресурсов преимущественно системных) у провайдера интернет, клиент же размещает на них собственное прикладное ПО, при этом полное управление ими осуществляет как правило сам же клиент. Он же и решает какое ПО там распологать и как его использовать. Такие схемы давно известны и широко распространены. Например - хостинг сайтов - классический вариант. Под ASP понималась аренда ПО, специально разработанного как веб-приложение. Действительно, ASP ближе по сути к SaaS, к облаку, ноя думаю, что новые аббревиатуры типа IaaS, PaaS, SaaS появились именно для того, чтобы обозначать перенос традиционных структурных элементов информационной системы в Интернет! Ведь когда мы говорим о SaaS - в первую очередь понимается предоставление доступа к традиционному ПО через Интернет, например к MS Office или Exchange. Но, безусловно, будущие программные продукты будут сздаваться уже как веб-приложения нового поколения, например Office-365.
Еще более грубо - SaaS - это возможность разместить всю традиционную информационную систему предприятия (и даже связь) в ЦОД и предоставлять доступ к ней через Интернет. И мы это сделали. Если раньше предпринимателю нужно было думать (или платить чтобы кто то подумал)какие железки покупать, какое ПО, как все это установиь, настроить сконфигурировать под бизнес, потом оплачивать труд тех, кто это будет поддерживать в работоспособном состоянии и еще тратить время и деньги на управление этими людьми, то сейчас есть альтернатива - берем все это в аренду уже гарантированно работоспособное и кем то управляемое во всех смыслах и платим только аренду и только в таком размере, в каком требуется бизнесу.

19.04.2011 12:04:30

Спасибо за пояснения. Хотя все же с вашей классификацией я не очень согласен. Я бы не стал делать тождественное развенство между SaaS и Web-приложением.

Web-доступ - это необходимое, но совсем не достаточное условие для реализации идеи SaaS.

19.04.2011 12:16:12

Я и не делаю тождественного равенства, а отмечаю близость сути этих явлений. В деталях они конечно же разлячаются. И то что веб-доступ не достаточное условие для идеи SaaS я тоже с вамии вполне согласен. Второе условие - это приложение, поступающее в аренду из инета должно не уступать по возможности локальному приложению и я думаю, что такое скоро станет возможным!

На своей пресс-конференции я сравнивал переход к облаку с переходом к электрическому освещени. Мне показалась ткая аналогия наиболее точной. Вот вспомните, раньше, чтобы осувещать жилище надо было эксплуатировать керосиновую (к примеру) лампу.... Её надо было купить, но сама по себе она не светила (железо), для неё надо было купить керосина залиь (софт), поджечь фитиль, подрегулировать и тогда - свет. Время от времени надо было следить за длиной фитиля, подкручивать, добавлять керосин, очищать стекло от вирусов (копоти) smile:-) , ну и так далее. А тут принесли электролампочку - подключили к розетке и все - светит, пока лампочка не перегорит. Нажал кнопку - горит. Всё предельно просто, хотя технологически сложнее. Так и тут - когда пользование ИТ станет таким же простым как эксплуатация электрического света, тогда и масштабы распространения ИТ станут несравненно выше. Скорее всего в будущем пользователи будут знать, что называется одну кнопку - "включить", остальное - взаимодействие с поступающим из сети ПО!

19.04.2011 13:35:24

А что это была за пресс-конференция?

Что касается сравния с электричеством, то этот пример я слышу с момента появления термина Cloud smile:)

Еще есть с водой из-под крана - они мне нравится больше (пить, мыться, стирать...)
smile:)

19.04.2011 14:02:29

С водой из под крана - не слышал, поделились ба...., а вот со светом я думал сам придумал, вроде нигде до этого не встречал.... smile:oops:
А пресс-конференцию мы проводили у ебя в Твери в декабре, анонсируя решение представителям прессы, бизнеса и госструктур.

19.04.2011 14:18:04

про воду как раз сегодня собираюсь написать smile:-)

Что касается электричества - это хорошая аналогия, к которой многие приходят совершенно независимым образом
Главное, чтобы слушатели поняли smile:)

19.04.2011 15:05:42

Пример с платой за воду, по-моему, более удачен. Все-таки за электричество все платим по счетчику. А за воду -- кто-то по счетчику, а кто-то по месячному тарифу с учетом прописанных в квартире. Как я понимаю, именно последний вариант -- помесячная оплата за каждое рабочее место с выбранным набором приложений (отдельно за горячую, отдельно за холодную воду) сейчас реализована в АНТЭКе. Т. е. это уже можно продавать по модели российского ЖКХ, хотя сам продукт находится в начальной стадии готовности к выводу на рынок. И соответствует он определению NIST или нет, вопрос десятый. Интереснее понаблюдать, как сознание заказчиков будет мигрировать в эту сторону. И будет ли. И какие аргументы будут восприняты. Для одних безопасность на стороне -- это большой вопрос. А для других не вопрос вообще, поскольку у большинства малых компаний внутренние системы априори защищены хуже, чем предлагаемые через ЦОД сервисы.

19.04.2011 15:27:32

У многих малых компаний кредо - "желательно не тратить на ИТ ничего, но иметь" и "не высовываться". Проверено опытом. Также опытом проверено, что безопасность информации действительно у большинства значительно хуже чем в ЦОД, но для большинства предпринимателей это не технический вопрос, а что то типа веры.... И в то же время, продавцам облаков этот вопрос тяжелее всего преодолеть!

19.04.2011 16:33:46

> И в то же время, продавцам облаков этот вопрос тяжелее всего преодолеть!

Я бываю на многих мероприятиях и часто слушаю по этой теме.
Должен однозначно сказать: с PR-работой по преодолению "веры" пользователей у ИТ-компаний откровенно слабо дело обстоит. Они работают на уровень все той же "веры", методом зомбирования, повторением догм.

А с верой можно бороться только научными методами с опорой на реальный опыт. И не просто методами, а интересными...

19.04.2011 14:20:19

Много раз проезжал Тверь, но удалось немного посмотреть только летом 2009, http://akolesov-travel.blogspot.com/2010/07/0202009-2.html

19.04.2011 14:40:45

Да, Андрей, благодаря вам узнал что у нас есть кафе "библиотека" smile:D
у меня на путешествия к сожалению времени меньше остается (или я так оправдываюсь....)

А чтобы слушатели поняли - рисовал презентации с анимациями и задействовал силу убеждения.... Кстати 21 апреля будем проводить бизнес-завтрак на тему "Уваеличение эффективности бизнеса за счёт снижения расходов на ИТ" - некоторая такая замануха smile:-) для коммерцов.... Но без обмана! Ведь продвижение облаков требует просвещения умов предпринимателей и не только.

19.04.2011 16:39:49

> у меня на путешествия к сожалению времени меньше остается (или я так оправдываюсь....)

Оправдываетесь. ПУтешествия не только не мешают работе, но и помогаются в ней, т.к. позволяют посмотреть на проблемы со стороны.

> Ведь продвижение облаков требует просвещения умов предпринимателей и не только

Я уже написал в предыдущем комментарии - с просвещением у нас дело обстоит довольно слабо. Вроде бы ресурсы ИТ-компании тратят, но очень не эффективно.

"Увеличение эффективности бизнеса за счёт снижения расходов на ИТ"

Мне кажется, что это не очень завлекательное название. Да и по сути. Снижение расходов -- это лишь часть возможностей для бизнеса. Хотя у нас в России у нас основная.

Клчевая задача, чтобы ИТ позволяли не только экономить на расходах, но и повышать доходы!
Вот это будет реальное влияние на эффективность бизнеса!

19.04.2011 17:05:55

А это уже второй этап! Но начнём с "низменных" инстинктов smile:D
Так и планирую - сначала расскажу о том почему и как дешевле, а затем специалисты выступят с показом возможностей, которые как раз и направлены на повышение доходов - это и более эффективное взаимодействие и возможность эффективно организовывать регулярный менеджмент и многое другое, что закладывала MS в своих продуктах. И как раз облачные технологии позволят это все в готовом настроенном виде дать тем предприятиям, которые априори не потратили бы денег на создание всего этого с нуля за свой счёт!

19.04.2011 17:10:55

Что ж - успехов вам в этом деле!
Интересно будет узнать, как это у вас получилось. Пишите!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии