НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Может ли переводчик повлиять на будущее «облачных вычислений»?

Александр Трошин
02.06.2011 12:33:34

На днях в Сети началось обсуждение инициативы Сергея Орлика, независимого ИТ-эксперта, который взялся за перевод документов NIST (американский Национальный Институт стандартов и технологий, National Institute of Standards and Technology), посвященных «облачным вычислениям», а результаты этой работы решил сделать общедоступными. Немного странно, что этим занялся энтузиаст, а, например, не «Ростелеком», оказавшийся в центре программы создания «Национальной облачной платформы», но так и не озадачившийся тем, чтобы внести ясность в терминологию. Но главный вопрос, все же, иной.

Почему вообще перевод технических документов, причем достаточно старых, вызывает такой резонанс? Ведь, скажем, в мире СПО всевозможную документацию переводят «тоннами», зачастую очень качественно, и это не вызывает никакой шумихи? Сейчас в нашем обществе отношение к термину Cloud Computing крайне поляризовано – от восторженности до полного неприятия, маркетологи стали к месту и не к месту навешивать этот ярлык на все что угодно. Так о чем говорит вызванный переводом резонанс: о нездоровом ажиотаже или все-таки о том, что этой информации не хватало, и теперь ее появление может серьезно повлиять на отношение к облачным вычислениям?

Я уверен, что четкая общепринятая терминология и критерии, по которым тот или иной сервис корректно отнести к «облачным», нужна нашему рынку. Хотя бы для того, чтобы выйти из нынешнего тупикового состояния, когда, не договорившись о понятиях, специалисты и «сочувствующие» ведут жаркие, но беспредметные споры. А у потребителей тем временем вырабатывается стойкий иммунитет против всего, что так или иначе относится к сфере Cloud Computing. В облачных вычислениях Запад ушел вперед, и нам изобретать велосипед совсем не нужно, ведь система представлений, зафиксированная в документах NIST, не только хорошо продумана, но и проверена практикой. И осмыслить ее надо, чтобы идти вперед, а не топтаться на месте.

Однако интерес к работе Сергея Орлика, по-моему, несколько перегрет, ведь при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не перевод основополагающих стандартов Cloud Computing, а интерпретация определенных технических работ, которые проводились специалистами на проектах разной сложности – только и всего. Для инженеров это интересно и полезно, но по-настоящему влиять на рынок могут только твердо установленные и давно используемые стандарты. А на эту роль документы NIST не тянут. Ни уже переведенные, ни те, до которых дело еще не дошло. Ведь то, что выпустил NIST, – это база знаний западных специалистов, которую россиянин попытался распространить, транслировать дальше, на другую (и довольно крупную) аудиторию. Облачная отрасль вообще пока далека от формирования четких стандартов, потому что развивается невероятно динамично, стандартизировать ее просто не успевают. Когда все «утрясется», когда поставщики и потребители услуг четко поймут, что кому нужно, кто за что отвечает, и сойдутся на этом, тогда, может быть, стандарт и появится.

Откуда же тогда такая реакция? Здесь, на мой взгляд, проявилась одна интересная особенность современного состояния отрасли облачных вычислений – готовность к взрыву «стихийного евангелизма». В ИТ-отрасли такие «взрывы» происходят время от времени. Питательная почва этого явления связана с тем, что каждый квалифицированный технический специалист – по характеру работы – прежде всего, исследователь и популяризатор. И личное продвижение ИТ-энтузиаста вполне можно понять, так как оно строится на возможности быть в тренде, стать первым, кто занялся этим вопросом. В ИТ есть и энтузиасты «корпоративного уровня», и «подвижники» более высокого класса, которые расширяют понятийную базу и транслируют мировые практики, вводят единое понятийное поле.

Но «технический евангелизм» нужен не только самим «евангелистам» и ИТ-сообществу. Наиболее талантливые люди этого склада обладают даром перевести потенциал сложной и совершенно новой области техники на язык, доступный простым пользователям, передать суть технологии и заставить поверить в нее. Причем задолго до того, как технология избавится от «детских болезней», и ее сильные стороны и сфера применения станут всем очевидны. Маркетинговая популяризация «облаков» не может дать такого эффекта. Напротив, она вызывает стойкое ощущение, что слово нужно лишь для того, чтобы «втюхать» то, что стало плохо продаваться. А завтра маркетологи придумают новое слово… И так – до бесконечности.

Я уверен, что «облачным» вычислениям нужен здоровый евангелизм. Ведь чтобы решиться на радикальный переход к новой модели вычислений, предприятию нужно заглянуть далеко вперед, увидеть совершенно новую картину организации «цифрового мира», понять, каким может стать этот мир лет через пять-десять. И уже с этих позиций смотреть на то, что рынок предлагает сейчас.

Таким евангелизмом должны целенаправленно заниматься, в том числе и компании-провайдеры «облачных сервисов». По совершенно рациональным причинам. Эти компании, в большинстве своем, – молодые. Им объективно не хватает традиционных слагаемых репутации: овеянных временем брендов, масштабов бизнеса, многолетней практики предоставления сервисов. А то, что они предлагают, расходится и с привычной парадигмой, и с расстановкой сил на рынке. В этой ситуации эффективно конкурировать с поставщиками традиционных решений позволяет именно евангелизм – в сочетании с отличными техническими параметрами и эксплуатационными характеристиками «облачного» сервиса. Для компании это гораздо лучше, чем бездумно использовать новый термин для достижения сиюминутного эффекта, подпиливая сук, на котором сидишь. И, конечно, евангелизм не может «заработать» без прояснения и унификации «облачной» терминологии.

Комментариев: 3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

04.06.2011 10:20:04

Цитата
Сергея Орлика, независимого ИТ-эксперта

А Сергей уже не работает в Microsoft?

07.06.2011 14:59:00

Судя по этой информации " http://www.ospcon.ru/node/716 " в МС Орлик уже не работает, а позиционирует себя как независимый ИТ-эксперт.

07.06.2011 15:19:26

Понятно.
Спасибо.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии