НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

SIP исполнилось десять лет

Александр Трошин
02.07.2012 11:30:30

В мире высоких технологий круглая дата часто становится поводом оглянуться назад и посмотреть, что же разработка-юбиляр действительно дала рынку, какие надежды оправдались, а какие – нет. В июне исполнилось десять лет протоколу связи SIP. Предложенный в марте 1999 IETF (Internet Engineering Task Force) в RFC 2543, а в июне 2002 обновленный и расширенный до RFC 3261, он стал «библией» для всех специалистов, работающих в сфере VoIP. Как и почему это случилось? И что это дает потребителю? Об этом я и решил написать.

О SIP слышали очень многие далекие от связи люди, а пользуются им, зачастую даже не подозревая об этом, миллионы. Но это сегодня, а всего десятилетие назад картина была совершенно иной. Тогда на первичных стыках традиционной телефонной сети (ТфОП) и Интернета доминировал «динозавр» VoIP – протокол H.323. Это и понятно, Интернет еще не набрал силу как ключевая инфраструктура для голосовой- и видеосвязи. И вполне логично, что распространение получил именно данный протокол, разработанный связистами и описанный международным союзом электросвязи (ITU). Неудивительно и то, что H.323, ориентированный именно на интеграцию с телефонными сетями, фактически является версией ISDN, наложенной на IP-сети. Но хотя «цифровая сеть с интеграцией служб» (так расшифровывается аббревиатура ISDN – Integrated Services Digital Network) специально создавалась как абонентский протокол, поддерживающий услуги телефонной связи и обмена данными (эту черту, естественно, унаследовал и H.323), широкого распространения на абонентском уровне он так и не получил. В кругах связистов ISDN вообще расшифровывается не иначе как It Still Does Nothing («Оно всё ещё ничего не делает»), т.к. множество возможностей этого протокола так и не нашли применения на практике.

А между тем в отрасли связи возникла и стала стремительно расти потребность в подключении конечных пользователей по VoIP. H.323 со своей сложной архитектурой и набором неиспользуемых функций создавал большие неудобства. А только что появившийся «молодой да ранний» протокол SIP, напротив, как нельзя лучше подходил для этих целей. Причем, стоит учесть, что протокол этот изначально был больше ориентирован на работу в сети Интернет, т. к. создавался специалистами по компьютерным сетям. SIP базируется на HTTP, лежащем в основе World Wide Web. Поэтому-то и подход SIP к построению сетей IP-телефонии намного проще в реализации, чем H.323. А это важно при создании «облачных» сервисов, причем не только чисто телекоммуникационных, но и таких, где телефония интегрирована в бизнес-приложения. К тому же SIP отлично подходит для предоставления услуг IP-телефонии конечным абонентам.

Сегодня битва абонентских протоколов позади: безоговорочным лидером стал SIP, всё больше конечных абонентов отказывается в пользу него от H.323, а ISDN (H.323) используется, в основном, транзитными провайдерами, при подключении между собой. Причем из-за своей простоты и гибкости SIP получает всё большее и большее распространение в VoIP, и я думаю, что эта тенденция будет только расширяться. Ведь SIP позволяет передавать не только голос, но и видео и короткие текстовые сообщения. Основное преимущество SIP – это мобильность. В любой стране, в любой точке, где есть Интернет, абонент может воспользоваться VoIP-связью через SIP-протокол. Ему достаточно иметь компьютер, планшет или смартфон, на который можно установить SIP-клиент – и он оказывается на связи со всем миром – в самом прямом смысле слова. А стационарные SIP-телефоны, проводные или DECT, делают этот вид связи независимым от компьютера и доступным кому угодно, даже совсем пожилым людям.

Думаю, стремительное развитие SIP продолжится и в долгосрочной перспективе. Уже есть версия протокола (SIP-T), предназначенная для стыка транзитных операторов между собой. Причем этот протокол изначально предназначен для взаимодействия с традиционными телефонными сетями, работающими по ОКС7. Он позволяет передавать сигнальные сообщения ОКС7 через Интернет. А это значит, что интеллектуальные услуги связи, включающие разные типы маршрутизации и переадресации звонков, сеансы конференцсвязи, автоматическое определение номеров, с которых и на которые идут вызовы, будут только развиваться.

Конечно, нельзя полностью исключить возможность появления какого-то совершенно нового протокола, который сможет полноценно заменить и превзойти SIP. Но пока в это верится с трудом. Ведь в лице SIP индустрия уже получила надежную и перспективную техническую основу для огромного разнообразия инфокоммуникационных продуктов и сервисов. И приоритетом является освоение этой территории, а не попытки вновь изменить ее ландшафт, вложив огромные средства в «земляные работы», отдача от которых находится где-то за горизонтом.

Для пользователей же это означает, что можно спокойно делать ставку на SIP-оборудование. Инвестиции в него не пропадут, а, напротив, дадут быструю и ощутимую отдачу.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии