НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Что есть облако?

Сергей Бобровский
29.10.2013 10:25:45

В облачном мире назрела очередная революция.

Этот пост -- очередная попытка определиться с понятием облака, в рамках общепринятой профильной терминологии. На эту тему сломано уже немало цифровых копий, не раз велись холивары, много весьма весомых аргументов как в пользу официальных определений всяческих солидных организаций, так и против. Давайте попробуем пойти от противного -- понять, а что не является облаком, и посмотреть, что будет в сухом остатке.

Только, вроде бы, зачем продолжать увеличивать энтропию в этом не сильно наполненном смыслом процессе? Дабы сохранить крохотную интригу, причину затрагивания этой тематики я раскрою завтра, но только отмечу, что это связано со случившимся в октябре знаковым событием, которое без преувеличения может серьёзно изменить расстановку сил на мировом ИТ-рынке. И что особенно приятно (и не менее удивительно), стоят за этим российские технологии.

Итак: можно ли сказать, что облако -- это Интернет? У неайтишников как раз примерно такие ассоциации и существуют -- коли некий (любой фактически) сервис предоставляется в онлайновом формате, давайте считать его облачным. Причём этой позиции в последнее время придерживается немало вендоров, и даже весьма авторитетных.
Но -- Интернет, если смотреть на него из рамки облачных вычислений -- это исключительно техническая среда связи клиентских и серверных машин.

Теперь другая, чисто айтишная крайность: а может быть, облако -- это ЦОД? Но и в ЦОДе никакого облака не найти -- там только душные серверные, предоставляющие аппаратные платформы для клиентов, разворачивающих на них свои прикладные программные сервисы.

Может быть, облако -- это виртуализация? Можно например дистанционно, через интернет, за одну минуту, арендовать виртуальный сервер в ЦОДе. Но вся ответственность за его администрирование (на уровне ОС) и развёртывание на нем нужного софта (не только собственного, но и всевозможных дополнений, например, СУБД) остаётся на пользователе. Фактически, нет разницы, эксплуатирую ли я физический сервер, или виртуальный -- у хостера или через локальную сеть ИТ-отдела.

Таким образом, мы все ближе приближаемся к концепции сервисов -- наверняка, именно они и окажутся облаком?
Проверим на облачность IaaS (инфраструктура как сервис). По большому счету, особого отличия IaaS от упомянутой выше виртуализации нету, за исключением, возможно, формы тарификации (почасовая, за реально используемые ресурсы, с возможностью динамической покупки ресурсов). Но минусы ровно те же, что и для предыдущего пункта. Итак, IaaS облаком тоже не пахнет.

Наверняка любой читатель, мало-мальски знакомый с облачной концепцией, ещё с первых строк данного поста, уже давно подумал: облако -- это прежде всего сервисная модель, SaaS! Некая прикладная услуга со всеми плюсами, упомянутыми для IaaS. Тут два момента. Если мы запускаем, например, «облачный» редактор в браузере, а его работа контролируется серверной частью, -- то это классическая серверная модель, только бэкенд представляет собой не один сервер, а некую распределённую и хорошо масштабируемую систему, возможно, даже географически разнесённую по нескольким ЦОДам. Ну и что? Это всего лишь технический нюанс реализации.

Вторая форма SaaS -- это предоставление удалённых программных интерфейсов (так, в частности, часто реализуется концепция Database-as-a-Service). Однако, если быть честным, SaaS в такой форме -- это просто тщательно и во многом умышленно забытая (в первую очередь из маркетинговых соображений) старая концепция дистанционно доступных программных интерфейсов, наподобие удалённых вызовов процедур. Она известна ещё с 1980-х годов, в процессе развития легендарного прообраза Всемирной сети ARPANET в американском военном агентстве DARPA.

Вот тут, когда мы подобрались к последней формальной облачной составляющей, и начинается самое интересное! Причём уже не в абстрактной сфере терминологий, а в области конкретных телодвижений ведущих разработчиков облачных технологий!

Комментариев: 9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

29.10.2013 11:25:33

Не понял, о какой революции идет речь?

По теме облака у нас был в прошлую пятницу вебинар и в предстоящуюю будет еще один:

приглашаю всех регистрироваться и принять участиеОблака и СЭД, часть 2. Обсуждение "горячих" вопросов.

Облачный сумбур в головах общественности продолжается. Но проблема тут еще в том, что само представление о том, что такое "облачные модели использования ИТ" (этот термин длиннее, но лучше непонятного слова "облако") менялось все последние годы . Я пришел к понимаю темы еще в прошлом году.

1. Нет "каменной стены", отделяющей облако от "необлако"
2. "Облачные модели" - это достаточно общая концепция, которая включает ОЧЕНЬ широкий спектр реализацией.

Вот слайд из моей прошлопятничной презентации. Ключевым отличие облака от "необлака" является форма имущественного владения ИТ-ресурсами - Собственность или Аренда. Вот, остальное - вторично



Вот чем отличаются модели использования ИТ облачные от необлачных (применительно к вараинту SaaS - использование прикладного ПО.

29.10.2013 18:04:51

А вот к какому пониманию облачной темы пришёл я))
1. Есть абсолютно чёткая стена, отделяющая облако от необлака (об этом даный и последующий посты).
2. Общность-размытость концепции "Облачные модели" в значительной степени зависит от того, какие модели имеются в виду: бизнес-модели или технические модели. Я говорю исключительно о технических моделях. Из-за того, что бизнес и технологии перемешиваются, в основном и возникает путаница.

"Ключевым отличие облака от "необлака" является форма имущественного владения ИТ-ресурсами" -- да, для бизнес-модели скорее всего так.
Но я имею в виду техническую модель облака, к которой ни IaaS, ни SaaS, ни SOA, ни виртуальность, на самом деле отношения не имеют.

Что касается революции, я же написал: это интрига, которая разрешится завтраsmile:)

29.10.2013 18:11:00

С нетерпением ждем!

30.10.2013 12:41:22

Ну когда же будет древовидная классификация айтишных облаков (хотя бы в первом приближении)?

Ведь даже обычные облака бывают совершенно разные -- перистые, кучевые, грозовые и так далее..

А вообще -- дать правильное определение айтишным облакам невозможно. Да и не нужно! Никому не нужно!

К примеру, "1C-Битрикс" предлагает услугу под названием "облачный бэкап". И 11 тыс. предприятий и организаций (из числа тех 85 тыс., которые используют CMS-платформу “1С-Битрикс: Управление сайтом ”) данной услугой с пребольшим удовольствием пользуются. Не вникая особо в тонкости терминологии и технической реализации данного сервиса. Им (юзерам) главное -- чтобы все было быстро, просто, надежно и конфиденциально... И желательно -- недорого! smile:)

Академически правильные определения облаков их совершенно не волнуют! У них и других проблем предостаточно!

30.10.2013 17:24:56

Определение облаков (прежде всего для хорошего понимания, за что платятся денежки) как раз и нужно прежде всего самим пользователям.

Крохотная проблемка в том, что если юзерам нужно быстро, просто, надежно, конфиденциально и недорого, то провайдерам нужно ровно обратное -- предоставить как можно меньше сервисов за как можно большую цену. Юзер думает, что покупает PaaS, а ему впаривают IaaS или в лучшем случае дорогущий и урезанный SaaS. Вот именно потому, что юзеры не хотят разбиратся в облачных определениях, у них проблем и полно.

30.10.2013 19:37:21

Цитата
потому, что юзеры не хотят разбираться в облачных определениях, у них проблем и полно.

Рискну предположить, что юзер (хозяин или топ-менеджер компании-заказчика) мыслит не в категориях SaaS-PaaS-IaaS и прочих aaS, а в терминах своего бизнеса (включая капитальные и операционные расходы). И если ему, к примеру, предлагают надежный, недорогой и хакерозащищенный облачный бэкап корпоративного внешнего и/или внутреннего сайта, то он (исходя из стоимости своего бизнеса) за этот бэкап больше чем считает нужным не заплатит.

К тому же у него всегда есть альтернатива: делать бэкап на устройства, находящиеся в его серверной комнате (или даже в его сейфе).

Возможен и промежуточный вариант: делать бэкап на свои устройства, находящиеся в стороннем ЦОД’е…


Проблема скорее не в том, что юзеры не хотят разбираться в облачных определениях, а в том, что поставщики облачных сервисов в большинстве своем не умеют и не стремятся уметь говорить с юзерами на понятном им (юзерам) языке…

30.10.2013 19:56:57

+1 Полностью согласен! Давно призываю перестать использовать аморфное слово "облако" и обсуждать конкретные варианты применения новых дел.

30.10.2013 21:05:08

Про конкретный пример с "облачным" бэкапом ответил Володе.

30.10.2013 21:03:47

Так я и говорю: поставщики не стремятся к этому и никода не будут стремиться, потому что это им невыгодноsmile:) Проще морочить голову клиентам абстрактными облаками, подгоняя под них все что можно.

С облачным бэкапом, это очень хороший пример. Сейчас есть два варианта: либо купить автоматический бэкап (раз в сутки например), и в случае сбоя вернуться на сутки (или час) назад. Это подход SaaS. Либо дать полный доступ к каталогу сайта и простенький скрипт создания архива -- делай сам когда надо, а забудешь, твои проблемы. Это IaaS.
И тот, и другой -- это просто грабёж и издевательство над клиентом smile:)

Одно дело, когда сайт можно целиком заархивировать за минуту и сбросить на флешкуsmile:) И другое дело, когда сайт сильно нагружен, возможно, распределен по разным виртуальным серверам, а главное, юзеру надо периодически вытаскивать из бэкапа например только отдельные поддеревья, темы, блоги. Чем крупнее система, тем более сложные вещи в плане бэкапа надо делать, с самым детальным дриллдауном, да еще растянутым по истории, и никакой провайдер в формате SaaS это не предоставит, все потребности просто не предугадать. А возиться самому с такими вещами в IaaS это вообще мучение.

Поэтому для мало-мальски сложных систем нужен только PaaS, где и готовый бэкап хорошо работает, и есть доступ к серверной части (которая админится провайдером) и можно добавить конкретные вещи под индивидуальные нужды с минимальными усилиями.



Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии