НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Почему наши госуслуги привязаны к Windows?

Андрей Колесов
11.02.2014 15:26:54

Проблема в общем-то известная: при обилии государственных речей о необходимости поддержки широкого спектра ИТ-платформ на основе открытых стандартов и о борьбе с зависимостью от конкретного поставщика, наша государственная ИТ-стратегия ориентирована в целом на платформу Microsoft.

Тут некоторые люди могут сразу возразить, что у нашего государства нет ИТ-стратегии как таковой, но я с этим тезисом могу согласиться только до некоторой степени. Осмысленной, достаточно понятно сформулированной стратегии нет. Но есть некий набор интуитивно-хаотичных действий, в котором на основе статистического анализа легко вычисляется определенные тренды. Как в известном анекдоте: "10-ти советским военным заводам дали разные задания: сделать автомобиль, самолет, пароход… В результате у всех получился танк".

Конечно, такое расхождение в разговорах (СПО) и делах (Microsoft) неприятно само по себе, поскольку двойные стандарты не укрепляются авторитет государства. Но кроме фундаментальных проблем доверия, есть еще и чисто деловые, конкретные аспекты: популярность клиентских nonMS-платформ растет, и соответственно это создает проблемы для пользования госуслугами у клиентов (хотя вопрос, кем является народ в системе госуслуг – заказчиком или потребителем – сам по себе тоже интересен).

Так или иначе, но тема на прошлой неделе в который раз поднялась в профильной Фейсбук-группе "госуслуги".



Лично для меня ответ за заданный вопрос не очевиден.

С одной стороны, понятно, что облачная модель и Web-архитектура позволяется относительно просто решить проблему независимости клиентского доступа.
С другой, "относительно просто" – это все же не "очень просто". Для решения платформенной независимости, для начала, нужно хорошо продумать и архитектуру системы в целом, и ее клиентской части.
Но понятно, что задача решаемая, и решаемая не очень уж сложным путем.

Другое дело, что в любом случае авторы госИТсистем должны (именно должны!) четко и однозначно, причем официально, сказать, какое именно стратегии они придерживаются. Это Колумбу и Магеллану было вполне позволительно плыть на Запад, руководствуясь во многом интуитивными методами. Сейчас все же как-то принято пользоваться более надежными средствами навигации и управления.

Комментариев: 29

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии

11.02.2014 21:28:15

Карамзин уже предложил универсальный ответ на все такие вопросы smile:).

11.02.2014 21:55:21

И помогло? smile:)

12.02.2014 08:23:40

Андрей, Вы оптимист.

ЭП ЕЭТП:
"*** для корректного подписания документов на торговой площадке на ваш компьютер будет установлен браузер Internet Explorer 8"

Если ставить последние обновления от MS, в частности Explorer, то корректная работа не гарантируется.
По другим ЭП аналогично.

Не обновлять? А безопасность? Вот и приехали...

12.02.2014 12:10:48

Платформенная зависимость происходит нынче только на этапе аутентификации пользователя, не так ли? Ну так введут УЭК с вшитой ЭЦП и эта проблема должна решиться автоматически как бы. Или у вас другое мнение на этот счет?
Что касается кроссплатформенности и кроссбраузерности - Московский pgu.mos.ru для электронных услуг населению прекрасно работает и в IE, и в хроме. Буквально на днях заказывал ЕПД и кой-чего оплачивал. Есть клиенты для мобильных платформ. Или что-то другое имелось ввиду?

зы. не без шероховатостей в плане юзабилити, конечно, работает pgu.mos.ru, но работает. А проблема юзабилити в общем-то и не связана с платформой...

12.02.2014 12:39:22

Тут, конечно, нужно начинать с того, чтобы разобраться с понятием "госуслуги". Можно трактовать узко - как работу сугубо сайтов "госуслуги", а можно широко - как все интерфейсы взаимодействия субъектов государства (частных и юридических лиц) в государственными структурами. Включая сюда (во втором случае) и отношения с Налоговой, и с ПФР и пр.

Давайте посмотрим на дело с другой стороны. Вот есть сайт госуслуг.
Мне, как пользователю, хотелось бы начинать работы с ним с понимания - как версии браузеров он поддерживает.
Браузеры, работу которые авторы сайта ГАРАНТИРУЮТ.

Возможно, такая информация есть тут, но я ее найти не могу.

Вот это было бы проявление наличия "стратегии" со стороны разработчиков.

12.02.2014 16:04:05

Вот допустим, как это выглядит у ЭТП Сбербанк-АСТ:

http://www.sberbank-ast.ru/Docs/Инструкция%20по%20настройке%20АРМ%20для%20работы%20с­%20ЭТП%20Сбербанк-АСТ.pdf

Тут прогресс - настройки указаны по 9-ю версию Explorer… (ради интереса гляньте версию своего браузера)
Да, пользователи с Win 8 при работе с данной площадкой пока отдыхают…

12.02.2014 16:29:50

Я думаю, что указание поддерживемых браузеров - это вообще сегодня "правила хорошего тона".
Понятно, что поддерживать все на высоком уровне - не очень просто.

Хорошо, еще ты сразу понимаешь, что проблема именно в браузере. Но часто это явно не понятно. А потом работать методом "подбора",

12.02.2014 18:18:59

Если бы в машиностроении придерживались подобных правил, по сей день на лошадях ездили бы. Есть такая гипотеза.
Полагаю, что при построении инфосистем, особенно масштабных, ориентироваться следует не на конкретные реализации (бренды и версии), а на соответствие стандартам. Государственный сайт - государственным стандартам. Вот это была бы стратегия.

12.02.2014 18:22:34

Могу только согласиться с вами

Речь как раз и идет о том, что нет стратегии.

14.02.2014 09:49:29

Откуда это мнение? Чем оно подтверждается?
Поддержка различных ОС и браузеров обычно прописывается в ТЗ. Вы читали ТЗ на сайты госуслуг?

14.02.2014 10:54:07

Я читал "Стратегию госуслуг" - там про поддержку клиентских платформ ничего нет.

А вот ТЗ на создание НацСЭД (облачной, кстати) - www.visual2000.ru/downloads/filearchive/2013_10_10_MCS_protocol41.pdf
Там вообще про пользовательский интерфейс - ни слова.

А вы читали ТЗ на сайты госуслуг?

14.02.2014 14:01:12

Нет, не читал. Так я же и не утверждаю, что там нет поддержки разных платформ и браузеров. А вы утверждаете, что нет стратегии следования стандартам. Ваше утверждение ни на чем не основано, о чем и речь.

14.02.2014 14:33:14

У нас с вами разные представления о доказательствах.

14.02.2014 11:02:35

Цитата
Вы читали ТЗ на сайты госуслуг?

Ссылочку в студию, пожалуйста.

14.02.2014 13:59:34

Я вам уже чем-то обязан? Хотите - ищите.

14.02.2014 16:58:29

Разумеется, не обязаны. Просто Ваш вопрос выглядел так, как будто упомянутое ТЗ есть нечто такое, с чем можно ознакомиться. Ну, спросил ссылку на первоисточник. Лишь спросил.
Нет так нет, не вопрос.
Кстати вот ещё что: даже наличие определённого требования в ТЗ ещё не означает его реализации. Подразумевает, но не означает. Мы наблюдаем результат реализации и делаем из него выводы, только и всего.

14.02.2014 17:20:22

Скорее всего, можно, если поискать. Разработка велась по конкурсу, на госзакупках выкладывается КД, включающая требования заказчика, а иногда и полноценное ТЗ, по-разному. Нет, сам я не искал, мне по этому проекту не было нужно.

Я имел в виду очень простую вещь - такие технические требования как совместимость с определенными ОС, браузерами и прочим ПО, поддержка определенных стандартов и проч, и не должны прописываться в глобальных идеологических документах типа "Стратегии госуслуг". Они прописываются уже для исполнителя работ в ТЗ. Поэтому я и спросил, читал ли господин А.Колесов ТЗ. Конечно, не читал. У него другие представления о доказательствах, чем у меня.

14.02.2014 18:05:08

Я позволю себе выйти из этой дискуссии. с Владиславом. Ему говорят про видимые результаты - он про ТЗ. Ему дают ссылку на ТЗ по НацСЭД - он опять про что-то свое...

14.02.2014 18:17:23

Просто пробуйте иногда читать не только свои тексты, но и то, что вам отвечают, - внезапно можете обнаружить там не тот смысл, который воображаете.

14.02.2014 09:48:01

Правила хорошего тона сейчас - просто поддержка работы в наиболее распространенных браузерах.
Сайты госуслуг, что главный, что московский, у меня успешно работали как минимум в Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer.
Проблема надумана.

14.02.2014 11:08:49

Цитата
Проблема надумана.

При поверхностном рассмотрении - по типу открывается и ладно - вполне может быть. А попытаешься реально воспользоваться... Не будем о грустном. У меня намедни отец решил получить с сайта госуслуг квиток ЕИРЦ. Я таких слов от него давно не слыхал, очень давно.

14.02.2014 11:16:45

Вот и я о том же: http://www.pcweek.ru/its/blog/its/6274.php

14.02.2014 14:00:05

Там что-то к конкретному браузеру имело отношение?

14.02.2014 16:42:46

Да. Потому что другую возможную причину - откровенное циничное издевательство над пользователями - мы с негодованием отвергаем. А вариант, что такую дурь какую я наблюдал нельзя было заметить при тестировании или тестирования не было так и вовсе не предполагается.

14.02.2014 17:15:46

Как обычно, конкретики никакой, одни эмоции.

15.02.2014 18:13:15

И это правильно. Конкретику проблем отдельного сайта куда уместнее обсуждать с техподдержкой этого сайта.
Сейчас мы обсуждаем определённый пост в определённом блоге. Так вот, по сути поднятой темы мой комментарий состоит в том, что тема поднята правильно, а актуальность её подтверждают результаты моих наблюдений. О чём и сообщаю.

15.02.2014 18:39:34

Не берусь ничего утверждать, однако кое-что в этой ситуации представляется знакомым. Сколько раз видели...
Представим себе организацию. Любую. Есть генеральный директор, есть бухгалтерия, есть СБ и замечательные сотрудники. А системного администратора - нет. Сотрудникам купили компьютеры, протянули сеть, подключили интернет. Работайте. Что происходит дальше? Один позовёт на помощь племянника, любителя игр-стрелялок. Другой с грехом пополам справится сам. Бухгалтеры по привычке позвонят сами знаете куда. Ну и результат соответственный.
Системный администратор, как бы он там конкретно не назывался, - CIO, IT директор или ещё как - это тот, кто в силу должностных обязанностей обеспечивает: комфортные условия использования средств IT для всех без исключения сотрудников, обеспечение требований безопасников, беспроблемное взаимодействие сотрудников между собой, комфортные способы коммуникации с клиентами и клиентов с организацией и прочее. Сисадмин вырабатывает системную политику и представляет её на утверждение руководства. Если системная политика какая ни на есть, её можно скорректировать, а если её нет, то что?
Стране забыли нанять сисадмина?

15.02.2014 18:53:51

Я думаю, что проблема не отсутствии сисадмина, а в отсутствии архитектора и руководителя проекта.
И в отсустствии проекта (в смысле заранее продуманной архитектур, продуманного плана реализации и пр.
Это не мои предпложения - это давно знаю все участника проекта.

Вот точная цитата из Концепции развитяи госуслуг, утвержденной Медведевым в конце прошлого года

Цитата
Аудит текущего состояния инфраструктуры электронного взаимодействия демонстрирует ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства, так как она создавалась последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию.


Начали возводить огромный небоскреб, не имея проектной документации...
Можно не сомневаться, что с порталом все было и есть ровно также.

16.02.2014 12:01:36

Да, похоже что так.
По поводу руководителя проекта... Пусть руководитель проекта или (ИТ) архитектор. Не уверен в точности определения, в общем, Тот Кто Отвечает За, обладая достаточными полномочиями (это важно!). И какового не наблюдается.
Один только нюанс: проект подразумевает начало и завершение. Первичное развёртывание структуры госуслуг в электронном виде до достижения некоторой функциональности - пожалуй да, проект. А дальше? Развитие по идее постоянно и непрерывно, проекты - внутри. Но и поддержка всего построенного тоже важна. Так что пусть лучше Главный Архитектор. Но чтобы был.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии