НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Ситуация на российском облачном рынке: верхи не знают, что делать, низы согласны на все

Уход Руслана Гаттарова с поста члена российского Сената на работу "на местах" (на должность вице-губернатора Челябинской области) поставил перед организаторами ИТ-мероприятий серьезную проблему: кем его заменить в качестве спикера от законодательной власти? Организаторы прошедшей сегодня конференции "Облачные технологии в России" предприняли сильный шаг, объявив среди ключевых спикеров мероприятия Сергея Железняка (зампред Госдумы!), и кажется, добились определенного результата: собрать аудиторию это не очень помогло, но спонсоры на этот ход, кажется, повелись…



(Да, изменения на облачном рынке, да и на ИТ, в целом, за последние годы заметны: тема "как нам повысить эффективность бизнеса с помощью ИТ" сменила вопросом "что нам ждать от властей в плане доступа к ИТ".)
[spoiler]
Господин Железняк, конечно, не пришел, но все было обставлено "по-честному" – его представитель зачитал приветствие послание зампреда высокому собранию. В отсутствие законотворческой ветви власти роль первой скрипки пришлось играть исполнительному ведомству: первым с докладом выступил директор правового департамента Минкомсвязи Роман Кузнецов, который, не отрывая глаза от бумаги, зачитал некий текст по облачной тематике.





К чести организаторов, нужно сказать, что регламентом собрания было позволено задавать вопросы докладчикам. Главный вопрос, волнующий облачный бизнес России, озвучил директор по облачным и ИТ- сервисам компании "МегаЛабс" (дочка "Мегафона") Антон Салов: будет ли ИТ-бизнес допущен к гособлакам или нет? Как я понял, ответа на этот вопрос в бумаге, подготовленной министерством, не было, поэтому ответ был сформулирован в философском стиле "Гаргантюа и Пантегрюэля" (с): "Может быть, да. А может быть, и нет. Хотя, возможно, и то, и другое, но не исключено – ни того, ни другого".

Понимая всю бестактность своего вопроса, я спросил у представителя Минкомсвязи: что он может рассказать о результатах проекта по созданию Национальной Облачной Платформы, выполнение которого министерство еще несколько лет назад поручили "Ростелекому"? На что получил ожидаемый и короткий ответ – "Ничего не могу сказать".

Далее я позволили себе спросить: каково отношение Минкомсвязи к законотворческой деятельности нашей Госдумы, которая принимает один за другим законы, ужесточающие работу в Интернете, а значит, и в облаках, приведя в качестве примера последнюю депутатскую инициативу (см. Государство хочет взять персональные данные россиян под свою опеку. Зачем?)? Ответ был такое: "К нам на экспертизу эта законодательная инициатива не поступала, поэтому ничего об отношении к ней министерства сказать нельзя"..

На примере этого же законопроекта я немного позднее задал вопрос, адресованный представителями облачного бизнес-сообщества, по поводу видения их участия в законодательном регулирвоания рынка, но ответ был получен почти точно такой же: "К нам не обращались", правда, с важным добавлением: "Мы – люди законопослушные, что будет написано в законе, то и будем выполнять".
Когда я еще раз спросил: "А готовы ли вы сами готовить предложения по законам?", был повторно дано вполне понятный ответ: "К нам не обращались".

Первая дискуссионная панель конференция была посвящена теме "Облака в России: настоящее и будущее", и на мой взгляд, единственная оценка по существу прозвучала в выступлении член совета директоров компании Inoventica Виталия Слизеня. Из его анализа получалось, что все надежды рынка тут связаны с облачной стратегией государства, но проблема заключается в том, что этой стратегии не видно, как таковой. При этом он очень высоко оценил успехи государства в плане выработки нормативно-законодательной базы (как я понял, в области телекоммуникаций), но вот только почему-то практическая реализация этих законодательных починов выполняется "как всегда".

"Что же делать?" – спросил я у докладчика. "Не знаю", - уверенно ответил уважаемые эксперт.

На этом теоретически-законодательные обсуждения проблема российского облачного рынка завершились и собравшиеся представители продавцов облачных сервисов (они и составляли основную аудиторию мероприятия) перешли к обычным разговорам о продажах своих услуг.