НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Трансформация наших представлений об облачных вычислениих

Помню, как на одной из облачных конференций три или четыре года назад, когда вопрос "что такое облака?" стоял первым в повестке дня, одним из выступавших было озвучена мысль, принадлежавашая кому-то из "авторитетных" зарубежных исследователей (типа Gartner или NIST) – наши представления об том, что такое облака, будут изменяться по мере того продолжающегося развития ИТ-мира.

Так вот, наверное, сейчас было бы полезно оглядеться и попробовать сформулировать: что же мы сегодня подразумеваем под термином Cloud Computing,
[spoiler]
Приведу сейчас два определения

Википедия, 2009:
Cloud Computing — это стиль разработки и использования компьютерных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ресурсы предоставляются через Интернет как сервис.
NIST, 2011:
Облачные вычисления — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к вычислительными ресурсным пулам (например, сетям, серверам, системам хранения, приложениям, сервисам), которые могут быть быстро предоставлены или выпущены с минимальными усилиями по управлению и взаимодействию с поставщиком услуг.
Мне и тогда, в момент появления этих формулировок, казалось, что в них есть серьезный методический дефект: в них есть не один ключевой критерий, а набор критериев.

А куда отнести вариант "предоставления как сервис через Интернет", но есть при этом ресурсы являются "нединамично масшабируемыми" или даже вовсе "немасштрабируемыми"?

То же самое можно сказать про определение NIST: куда отнест "модель сетевого доступа по требованию",  а если при этом не обеспечивается "минимальные усилия"? И где критерий для определения уровня "минимальности"?

Именно эти методические дефекты данных тогда определений породили огромного объема тематику бесполезных, но требовавших много времени и сил, обсуждений на тему "что есть истинные облака?". Можно ли считать "облаком" аренду удаленного физического сервиса? Можно ли считать облаком аренду виртуального сервиса, но с оплатой на год вперед, а не с поминутной тарификацией? И т.д.

Лично я для себя еще пару лет назад сформулировал собственное простое определение "облака", которое позволяет достаточно четко отделить его от "необлака" (онпремис), и перейти к обсуждению специфики облаков, как в плане их преимуществ, так и недостатков-рисков.

Облачные вычисления – это модель использования заказчиком ИТ-ресурсов по сервисно-арендной модели (в отличие от онпремис-модели, которая подразумевает традиционную модель "владения" ИТ-ресурсами).

Обратите внимание – тут нет не только "динамично-масштабируемых", но даже и "через Интернет". Я считаю эти характеристики сугубо вторичным, но хотя при этом фактически обязательными (особенного про Интернет). Однако обязательными в том плане, что можно, конечно, потреблять "ИТ как сервис" и не через Интернет, но только зачем это нужно делать.
Колесов Андрей
Все же не очень понятно: что вы считаете ключевой отличительной чертой "облаков" - наличие "динамического управления" или вопросы перераспределения ответственности за ИТ между пользователем и поставщиком?
Олег Зайковский
Хм...  :D
Озвученная "облачная ДУРь" подразумевала как чисто техническую/технологическую точку зрения на суть вопроса, так и неприкрытый сарказм на "Облака - как пыль в глаза"/маркетинговый buzz вендоров...

Как "ответственный за IT" однозначно железобетонно замечу, что нонче - самое жёсткое время абсолютной и императивно-категорической ZERO TRUST POLICY (Политики "Ноля доверия вообще кому бы то ни было", как в пределах нашей страны, так и глобально - в любом вопросе).

Любые проекты "по миграции" в облака совершенно не избавляют заказчиков и ответственных исполнителей в организациях любой формы собственности и размера от двойной-тройной перестраховки и наличия резервов в любом виде, как правило, "у себя же за пазухой" (on-premise). "Гибридно-мутантно" - в большинстве случаев.
Так что нет и не может быть ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ никакого распределения или перераспределения "отвественности". Она всегда и только - на заказчике-спонсоре-"хозяине".  (ИМХО.)

И разговоры о SLA и >99,5% "доступности сервисов" - это пустая БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ болтовня сейлс-манагеров вендора закупщику клиента, при том, что ни первый, ни второй своими собственными средствами за этот "SLA-bla-bla" никак не отвечают.    
Колесов Андрей
Написал пост-продолжение по теме: http://www.pcweek.ru/its/blog/its/7050.php