НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Конкурентная ситуация на российском облачном рынке. Распределение ролей между зарубежными и российскими провайдерами облачных ИТ

В начале июня вышла статья-обзор "Облачные ИТ-модели: особенности становления и развития российского рынка", в котором были представлены мнения по теме экспертов, представителей ряда ведущих игроков этого рынка. К сожалению, из-за ограничения физического объема бумажного издания, туда не попал один воопрос, который сейчас хотлось бы представить в виде поста.
Для начала немного поясню суть вопроса, его актуальность, как она мне видится.
[spoiler]
Ключевая особенность ИТ-рынка, ИТ-отрасли – ее международный характер с очень сильной системой разделения труда. Это вообще является характеристика современной мировой экономики, но ИТ-отрасль тут была всегда лидером и в ней это проявляется, как я давно считаю,  в особенно ярко выраженном виде.

При этом тема национальных границ и конкуренции на внутренем рынке зарубежных и местных игроков, разумеется, всегда присутствовала. Но в облачные времена эта тема существенно изменилась, поскольку решительным образом повысил прозрачность границ и сделал прямого взаимодействия поставщиков и потребителей ИТ. Более того, если раньше для реализации своих товаров иностранные компании должны были приходить в страну, то теперь потребители могут, в том числе, сами "выходить" за границу для получения нужных сервисов.

Именно поэтому мы задали экспертам вопрос, обозначенный в заголовке поста. Вот что они ответили.

Максим Березин, руководитель Виртуального дата-центра КРОК:
Если речь идет о зарубежных провайдерах, предлагающих ресурсы своих дата-центров вне территории нашей страны, то о конкуренции речи быть не может. Законодательство РФ вполне внятно объясняет, что хранение и обработка персональных данных российских пользователей, без которых не обходится ни одна почтовая система, CRM и любое другое бизнес-приложение, не может быть осуществлено из-за границы. Крупные международные компании пытаются решать данную проблему через кооперацию с российскими облачными провайдерами. Так, например, КРОК уже больше года сотрудничает с Microsoft по облачной программе. В целом, у российских компаний потенциал велик. Можно сказать, что новые законодательные инициативы подтолкнули развитие отечественных провайдеров.

Сергей Савинов, генеральный директор ООО «АЛВ Груп»:
Зарубежные провайдеры имеют неоспоримое преимущество перед российскими компаниями по показателям надежности – их обязательства по обеспечению бесперебойного доступа к сервисам невыполнимы для отечественных конкурентов, которые просто не имеют таких финансовых возможностей. С другой стороны, отечественные провайдеры облачных сервисов с точки зрения юридических ограничений (убирая саму возможность обсуждения этой темы) и, возможно, по скорости доступа к сервисам и данным (это особенно важно для региональных пользователей – например, компания Microsoft для повышения скорости доступа дальневосточных пользователей подключает их к своим азиатским ЦОДам, а не к европейским).
Поэтому выбор между иностранным и российским провайдером отечественные пользователи будут производить исходя из того, какие именно факторы будут для них наиболее значимыми, однозначного преимущества не получит ни одна сторона.

Сергей Кондратьев, генеральный директор CloudDC:
Конкурентная среда на российском рынке облачных услуг достаточно фрагментирована. Эталонным игроком рынка считается компания Amazon, которая ярко представлена на российском рынке и имеет существенные преимущества и зрелость перед российскими игроками рынка. Если говорить о рынке Enterprise, то российские провайдеры пока конкурируют площадками, а не экспертизой. Однако уровень экспертизы растет, что делает российских облачных провайдеров конкурентоспособными. Идеальное сочетание, когда у вас есть и собственная площадка TIER III – IV, и экспертиза, и R&D, и бизнес-стратегия по обслуживанию клиентов.

Василий Бабинцев, директор по маркетингу, компания DIRECTUM:
Как ни странно, но с прямыми облачными ECM-конкурентами на рынке средних и крупных заказчиков мы практически не сталкиваемся, хотя решения от западных вендоров есть. Облачная модель может стать для них удачным выходом, например, из ситуации импортозамещения, когда продукт не приобретается, а арендуется у отечественного поставщика. Тем не менее пока сильной конкуренции мы не замечаем.
Можно предположить, что рынок стал заложником естественной инерции в освоении новых технологий и часть вендоров, которые начинали предлагать свои продукты 3-5 лет назад, не увидели спроса и свернули активное продвижение. Но мы активно следим за рынком и отмечаем, что на уровне малого и микро-бизнеса уже развернулась активная конкуренция среди облачных отечественных и западных сервисов по управлению бизнес-процессами, документами и взаимодействием. Так что расслабляться не стоит.

Михаил Козлов, Руководитель направления облачных сервисов, IBM в Центральной и Восточной Европе:
У каждой группы поставщиков облачных услуг есть свои преимущества и недостатки. В зависимости от специфики решаемых клиентами задач, лучшее решение может базироваться на услугах российского поставщика, зарубежного провайдера, например, зарубежные мощности в IBM Cloud, или их комбинации.

Аникин Леонид Александрович, руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline:
Глобальные провайдеры несут в страну технологии и обостряют конкуренцию, местные – могут учитывать уникальные потребности клиентов. Softline работает по всему миру, и выбор между глобальными и местными игроками есть везде. Очень часто мы продаём клиенту решения, где часть систем находится в ЦОДе максимально близко к потребителю (поэтому мы открыли 8 площадок в России), а часть размещена в глобальных.

Андрей Шапошников, заместитель директора Технического центра компании «Инфосистемы Джет»:
В российском Enterprise-сегменте западных облаков практически нет. Причин тому две. Первая связана с защитой информации: с точки зрения законодательства, организация, конечно, может хранить данные за рубежом, но в этом нет смысла, так как их мастер-копия должна размещаться в РФ. Кроме того, многие заказчики опасаются отдавать свои данные (даже не категорированные) западным провайдерам. Плюс ко всему зачастую при взаимодействии с зарубежными поставщиками услуг существуют сложности в части организации и проведения платежей.

Александр Архангельский, коммерческий директор ООО «Интеллектуальный резерв» («IQR»):
С точки зрения строительства ЦОДов и наличия в них современного технологичного оборудования разницы между российскими и зарубежными провайдерами особой нет. Основных конкурентных вопроса три: месторасположение ЦОДа; доступность, разнообразие и уровень SLA облачных сервисов (IaaS, PaaS, SaaS и др.); ценовая политика. Эти три параметра и будут определять конкурентную борьбу между российскими и западными провайдерами облачных ИТ. Следует отметить, что в силу политики импортозамещения в ближайшей перспективе зарубежные сервисные провайдеры будут скорее всего уступать российским аналогам при предоставлении услуг государственному сектору.

Артур Пярн, Директор департамента ИТ-решений, Huawei:
Мы видим, что с учетом множества причин, сейчас во всем мире, не только в России, популярность набирают локальные облака. Все приходят к мысли, кто коммерческие данные, данные пользователей и сами ИТ-системы надо размещать в той юрисдикции, в которой зарегистрировано и осуществляет деятельность само предприятие.  Это связано не только с информационной безопасностью, хотя и это очень важно и беспокоит многие компании по всему миру.

Это так же связано с тем, что облачные услуги – это в первую очередь услуги, и чтобы успешно работать с клиентом, его нужно хорошо понимать. Во всех странах есть свои особенности менталитета и свои взгляды на построение ИТ-сервисов, и если даже с тобой просто могут говорить на одном языке – это большое преимущество. Кроме того, если что-то пошло не так, добиться чего-либо от международного провайдера, не представленного локально, и даже просто получить грамотную помощь, будет очень проблематично. За последние 5 лет многие заказчики столкнулись с такой проблемой и мигрировали свои сервисы обратно.