НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Облака/ИТ-сервисы:

Блог

Использование ИТ-облаков в системе государственного управления в 2016 году

Еще неделю назад меня попросили высказать "экспертное мнение" по теме "SaaS в госсекторе" (попросил знакомый, которые готовит какой-то обзор по "SaaS в 2016 году" для какого-то инфо-ресурса). Вчера пришло напоминание, я решил, что лучше высказаться по теме в своем посте.

Я являюсь внешним наблюдателем на рынке, а рынок наш очень непрозрачный. Информации крайне мало, нормальных исследований практически нет. По данному вопросу – точно нет. То есть по теме можно говорить только в довольно общей постановке вопроса, опираясь на отдельные факты и на общетеоретический анализ ситуации.
[spoiler]
Я думаю, что прогресс в плане использования облаков госсектором минимальный, а возможно, даже отрицательный. Во всяком случае, он ниже того, каким мог бы быть при нормальных условиях и "среднемирового" уровня.

Но тут нужно уточнить: облака – понятие широкое. Если два аспекта – технологическая архитектура и использование внешнего аутсорсинга (внешние ИТ-сервисы).
В плане технологий, прогресс, конечно, есть. Использование внутренних (корпоративных, коммунальных) облаков, конечно, растет. Виртуализация, консолидация серверных ресурсов, использование VDI. Хотя назвать ЭТО облаками можно с большой натяжкой, так тут нет ключевого облачного элемента – динамического распределения ресурсов, использование по требования и монетизации.

А вот с использованием внешних ИТ-облаков (в любых моделях) – скорее всего, хуже. Может быть, даже намного хуже.

Причины "хуже" понятны – а) неопределенности с нормативным регулированием б) слабость внутреннего облачного рынка, на развитие которого негативно влияет, в том числе та самая "неопределенность".

Нормативные требования – это главное для госсектора. Эффективность и пр. – это уже глубоко вторично.

Какие тут видны проблемы.

1. Сегодня фактически нормативными требованиями зарубежные облака отсечены от госсектора. Даже если запретов в явном виде нет, то все понимают, что зарубежные штуки – это не современный тренд, и об этом даже и думать не нужно.

2. "Обжегшийся на воду, дует на воду". Аналогия с западными облаками автоматом распространяется на отечественные – лучше с этим не связываться.
Даже если формальных запретов нет.

Но кроме того, есть не только вопросы менталитета.
На самом деле, основной аспект облаков – это регулирование отношений между потребителем и поставщиком. Тут, действительно, есть вопросы, которые существующим законодательством не очень описаны. Нужны новые нормативные акты, их ждут госы, которым важно работать "по закону". А актов этих нет.
Напомню, что Минкомсвязи еще года два (или уже три?) готовил "облачный закон" (именно для госов), но его, насколько я знаю, как не было, так и нет.

Те же госы, кто все же рассматривает альтернативу использования облаков, традиционно жалуются на их высокую стоимость. При этом они, разумеется, говорят о российских облаках. Которые дороже зарубежных, но от конкуренции с которыми они последние годы защищены наших законодательством.
В общем с облаками получает такой традиционных заколдованный круг, когда отсутствие спроса и конкуренции не способствует его развитию, а спрос небольшой в силу высоких цен и рисков.

Еще важный аспект для госов – они не знают, с чем из российских облачных провайдеров им можно работать.

В США, насколько я знаю, система построена обычным образом: есть некоторые "нормативные требования" для работы с правительственными структурами. Отвечаешь требованиям, получай сертификат, работай. В результате, есть специальные облачные предложения для госов от Amazon, IBM, Microsoft и пр. И, насколько я знаю, нет специального "облачного госоператора" (может, только для совсем особых типа ФБР и ЦРУ).

У нас столь же традиционно применяется схема "единого оператора" со всеми вытекающими из его монопольного положения выводами, в том числе по ценам…

Если же перейти от теоретических размышлений к практике, но мне не попадались на глаза отчеты о проектах по внедрению в госструктурах внешних облаков, как по модели IaaS, так и по SaaS. Причем тут возникает вопрос: а что у нас вообще интересного для госов предлагается по модели SaaS? Облачные СЭД? 1С:Fresh? Яндекс Почта? Антивирусы?

И еще один важный момент: переход на облака выполняется в процессе развития ИТ-инфраструктуры. Никто не будет просто так выбрасывать работающую онпремис-инфраструктуры, чтобы перейти на что-то другое.
Но текущий момент отличается как раз минимизацией развития ИТ-инфраструктур, денег-то нет. И в госсекторе этот чувствуется сильнее, чем даже в коммерческом.

Вот такие персональные соображения по тему.
Интересно узнать мнения других – знатоков и "сочувствующих".