Начиная с отчетности за I квартал 2015 года в декларацию по НДС нужно включать данные из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 Федерального закона № 134-ФЗ, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1). Сведения будут включаться в декларацию в виде отдельных файлов-приложений, которые должны быть сформированы в утвержденном ФНС xml-формате (приказ ФНС № ММВ-7-3/558@).

В информационной системе ФНС ежеквартально будет происходить перекрестная сверка всех счетов-фактур между продавцами и покупателями.

«В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая направит компании требование о представлении пояснений», — прокомментировала Светлана Стрельникова, руководитель проекта «Контур.Сверка».

В течение 6 рабочих дней налогоплательщик обязан направить в ответ на поступившее требование квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае налоговый орган вправе заблокировать его расчетный счет. А в течение следующих 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ) ему нужно ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.

Практика показывает, что расхождений может быть очень много. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН-КПП организаций. По каждому расхождению придется представлять пояснения, а это огромная нагрузка на бухгалтерию.

По результатам камеральной проверки налоговый орган может отказать компании в вычете НДС. Кроме того, сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.

Самый надежный способ избежать расхождений — это электронный документооборот. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах и журналах. Процесс трудоемкий, но это поможет избежать массовых требований со стороны налоговых органов.

Чтобы налогоплательщики могли свериться с контрагентами в автоматическом режиме, компания «СКБ Контур» разработала сервис «Контур.Сверка».

«Сервис отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур, — разъяснила Светлана Стрельникова. — Кроме того, пользователи могут оценить благонадежность своих поставщиков и подрядчиков и отказаться от сотрудничества с фирмой, если совокупность признаков указывает на то, что у нее могут быть финансовые проблемы или она очень похожа на „однодневку“».

По результатам сверки налогоплательщик исправляет в своей учетной системе ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами, и приглашает в сервис тех контрагентов, которые еще не загрузили свои книги.

Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в налоговый орган «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на массовые требования ФНС, и риска доначислений НДС.

Пресс-релиз

Версия для печати