Рынок сотовой связи в России практически исчерпал возможность экстенсивного развития. Каждый второй россиянин выходит в интернет ежедневно. Такие данные приводятся в опубликованном Высшей школой экономики бюллетене с результатами Мониторинга информационного общества за период 2010–2015 гг.

В России отмечается один из самых высоких в мире показателей распространения сотовой связи — 151 активный абонент на 100 человек населения, что превосходит уровень развитых стран на четверть (120), развивающихся стран — на две трети (91). Плотность фиксированной связи в нашей стране невысока — 27 аппаратов на 100 человек населения (в развитых странах — 40). Таким образом, сегодня число активных абонентов сотовой связи в России полтора раза превышает численность населения. В результате этот рынок практически исчерпал возможности экстенсивного развития: абсолютное число абонентов увеличилось за 2014 г. лишь на 1,2%, относительное (в расчете на 100 человек населения) — почти не изменилось и составило к 2013 г. 99,5%. При этом трафик сотовой связи вырос по сравнению с 2013 г. на 3%.

Как отмечается в исследовании, развитие сотовой связи тесно связано с обеспечением доступа к интернету, возможностью передачи контента, качественного звука и других коммуникационных компонентов. В 2015 г. в мире 46% домашних хозяйств имели доступ к интернету, в том числе в развитых странах — 81%, развивающихся — 34%. По сравнению с 2010 г. этот показатель вырос на 15–18 процентных пунктов. Проникновение интернета в российские семьи проходило более активно: в течение последних пяти лет доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети, выросла на 22 процентных пункта — с 48 до 70%. Достигнутый уровень выше средних значений по странам СНГ, Северной и Южной Америки, государствам Ближнего Востока, другим регионам мира, но ниже европейского на 12 процентных пунктов.

По данным Международного союза электросвязи (МСЭ), мировая аудитория интернета превысила 3 млрд человек, составив 43% населения земного шара. В России каждый второй россиянин в возрасте 15–72 лет (52%) выходит в сеть ежедневно. В целом за 2014 г. интернет-аудитория составила 70% от численности населения рассматриваемой возрастной группы. По показателю годовой аудитории интернета Россия, так же как и по его наличию в домашних хозяйствах, отстает от средних значений по Европе, опережая другие регионы.

«Развитие телекоммуникаций в России в целом повторяет мировые тенденции, показывая, что существует прямая связь между текущим экономическим состоянием страны и расходами потребителей на телекоммуникационные услуги. В последнее десятилетие пик развития телекоммуникаций приходился на 2006–2008 гг. — в этот период среднегодовой прирост валовой добавленной стоимости, созданной в сфере телекоммуникаций, достигал 13% при 7% в целом по ВВП. В 2009–2011 гг. темпы прироста заметно снизились, составив в среднем 1,5% за год. С 2012 г. наметилось более динамичное развитие отрасли, опережающее рост ВВП. Драйвером этих тенденций является доступность и востребованность интернета. Если в 2010 году в сеть ежедневно выходил каждый четвертый, то в 2014-м — каждый второй россиянин в возрасте 15–72 лет. Представленные данные свидетельствуют о значительном прогрессе в доступности телекоммуникаций в России. Вместе с тем для достижения конкурентного уровня их развития, сближения региональных различий еще потребуются динамичные усилия в развитии ИКТ-инфраструктуры, включая инфраструктурные проекты государства», — прокомментировала директор Центра статистики и мониторинга информационного общества Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова.

Пресс-релиз

Версия для печати