В свое время, участвуя в президентской избирательной гонке, Билл Клинтон использовал слоган “Это экономика, балда!” В отношении же ИТ мой слоган звучит так: “Это бизнес, балда!”

Я твердо верю, что истинный смысл ИТ состоит в том, чтобы реально способствовать успехам бизнеса. Я не поклонник технологии ради технологии. Также я не очень уважаю людей, восхищающихся технологией потому, что это “круто”. Если говорить просто и ясно, то ИТ предназначены помогать достижению конечных целей бизнеса.

В последние годы практически на каждой конференции можно услышать или в любой технологической публикации прочитать, что ИТ должны “выстраиваться” в соответствии с бизнесом. Это, по-моему, глупейшая из вещей, которые мне доводилось слышать. Слышали ли вы, чтобы финансовый или маркетинговый директор компании обсуждал необходимость выстраивать работу в соответствии с бизнесом? Естественно, нет. Почему? Да потому, что они знают, что являются критически важной частью бизнеса.

Так вот, мы тоже его часть! Концепция выстраивания ИТ в соответствии с бизнесом предполагает, что ИТ так или иначе отделены от бизнеса. А мы представляем собой его критический компонент, который должен быть вовлечен в любой аспект операций и стратегии.

Я часто говорю людям, что у моей организации нет ИТ-проектов, после чего на меня глядят как на чудище. Но это правда: у нас действительно нет ИТ-проектов.

Но что у нас есть, так это много важных бизнес-проектов, в которых технология является ключевой движущей силой в достижении желаемых результатов и создании ценностей. Эти проекты спонсируются руководителями бизнеса, ориентированы на ясно выраженные бизнес-результаты и обеспечивают реальный возврат бизнес-инвестиций (ROI). Ничего другого тут нет.

Представляю, что вы думаете: “Да, звучит неплохо, но как насчет инфраструктурных проектов?”. Могу ответить, что в этих случаях бизнес-спонсором является CIO (то есть я) и на мне лежит задача четко определить ожидаемые результаты и ROI, обосновывающие необходимость частичной модернизации инфраструктуры, а также объяснить, что будет в случае, если мы этого не сделаем.

Это же очень просто: наша миссия — способствовать развитию теннисного спорта в США. Каждый пенни, потраченный на что-то не связанное с этой целью, это отвлечение от реальных задач нашей организации. Поэтому мы должны поручиться, что деньги, инвестируемые в технологию, содействуют выполнению этой миссии.

У каждой организации имеются критические цели, определяющие, преуспеет ли она в выполнении своей миссии, или же пойдет по ложному пути. Уверен, если бы я вас спросил, вы бы смогли моментально назвать три главные вещи, на которых сфокусирована деятельность вашей компании в текущем году. Это может быть выпуск новой линейки продуктов, увеличение на какой-то процент валовой прибыли, снижение операционных издержек, рационализация глобального бизнес-процесса или интеграция с важным объектом поглощения. Каковы бы ни были эти цели, суть в том, что вместе они очень важны для вашей организации.

Все CIO располагают ограниченными объемами человеческих и финансовых ресурсов. Если вы размышляете, как инвестировать (не расходовать!) в эти ресурсы, предлагаю вам задать себе следующие три вопроса:

  1. Каковы главнейшие приоритеты в реальной деятельности моей компании?
  2. Как повлияют планируемые вещи на решение этих задач?
  3. Если они не влияют на решение этих задач, для чего мы это делаем?

Это трудный лакмусовый тест, но его необходимо применять ко всем потенциальным инициативам. Кто-то из вас, возможно, имеет в своем портфеле проекты, у которых либо нет заказчика (бизнес-спонсора), либо нет количественной или качественной оценки ROI. Это просто проекты, которые вам представляются необходимыми или желательными.

Позвольте вас спросить: так ли вы относитесь к своим персональным финансам? Вы сначала оплачиваете ипотечные и коммунальные счета или ставите деньги на третью лошадь в пятой скачке? Когда дело касается собственных денег, вы, несомненно, прикидываете, как ими лучше распорядиться.

Если вы настоящий бизнес-лидер (имея в своем титуле букву “C”, таковым стоит быть), то речь идет о ваших деньгах! Слишком многие CIO мыслят как технологи, хотя по своей служебной функции относятся к руководству своей компании.

Меня всегда смешит, когда приходится слышать жалобы CIO на необходимость оправдывать свои бюджеты. Неограниченных ресурсов ни у кого из нас нет. Всем нам приходится оценивать, какой приемлемый уровень инвестиций требуется для плодотворной работы.

Вы когда-нибудь встречали бизнес-управленца, который бы не думал о финансовом балансе и не нес бы ответственности за финансовые результаты? Если CIO являются настоящими бизнес-руководителями, то мы должны удовлетворять тому же комплексу требований, как и другие бизнес-лидеры группы C.

Автор статьи — CIO Теннисной ассоциации США (USTA) и основатель CIO Bench Coach, практической школы управления для ИТ-руководителей.

Версия для печати