История ИТ насчитывает множество инновационных и прорывных технологий. В 1960-х “универсальные” ЭВМ-мэйнфреймы радикально изменили способы, которыми бизнес управлял информацией. В конце 1980-х текстовые процессоры и персональные компьютеры автоматизировали работу в офисах, а электронные таблицы предложили новые возможности для улучшения деловой практики. Ну а начиная с 1990-х Интернет и мобильные технологии открыли дорогу глобальным преобразованиям, поставившим ИТ-департаменты в центр корпоративного бизнеса. Мощные и эффективные корпоративные информационные системы были требованием времени.

Роль ИТ-директора и ИТ в целом радикально меняется в результате консьюмеризации технологий и значительного прогресса ИТ систем.

Однако эти достижения меркнут перед лицом вала изменений, надвигающегося на ИТ-организации сегодня. Появление таких устройств, как iPad и iPhone, и такие феномены, как социальные медиа, большие данные и облачные вычисления, повлекли глубокие трансформации, намного превосходящие значение каждого из данных устройств или систем по отдельности. Совокупное значение этих технологий полностью изменяет ранее существовавшие способы взаимодействия людей и организаций. Кроме того, оно кардинально преобразует методы сбора и использования бизнесом информации и знаний. “ИТ-департамент как часть компании претерпевает значительные перемены”, — отмечает Дэвид Николс, руководитель американской практики услуг для ИТ-директоров консалтинговой корпорации Ernst & Young.

Не будет ошибкой сказать, что сегодня ИТ-организации должны реагировать на изменения и развиваться, как никогда раньше. В предстоящие годы роль ИТ-отделов продолжится по мере того, как консьюмеризация ИТ будет двигаться все дальше и облачные вычисления будут предлагать все более широкие возможности по управлению всеми аспектами информационных технологий — от корпоративной инфраструктуры до информационных систем. “Взаимные связи между технологиями создают беспрецедентные волны преобразований, — считает Билл Бриггс, топ-менеджер крупнейшей консалтинговой фирмы Deloitte Consulting. — Они заставляют компании заново продумывать все аспекты своей деятельности и действовать в соответствии с реалиями постцифрового мира со всеми присущими ему рисками и возможностями”.

Как будет выглядеть ИТ-организация будущего? Что могут сделать ИТ-директора и другие ведущие ИТ-менеджеры, чтобы подготовиться к абсолютно другим ролям? И что необходимо для достижения “обетованной земли”, где ИТ-департаменты действуют более стратегически? На эти вопросы нет ясных ответов, но одна вещь совершенно понятна: декларации о позитивном мышлении и рассуждения об инновациях, скорости и гибкости не приведут к желаемой цели. ИТ-директора должны внутренне и более глубокое понимать, как прокладывать курс в этом жестком новом мире. Это вселенная, в которой информационные технологии касаются всех и всего, причем постоянно.

Новое определение ролей

За последние полстолетия компьютеры стали намного мощнее, программные системы — гораздо более развитыми, а мобильные устройства начали предоставлять информацию непосредственно сотрудникам и покупателям, одновременно предлагая им мощные инструменты ее обработки. Колоссальная популярность планшетов iPad, телефонов iPhone и других компьютерных и программных средств мобильных вычислений явилась причиной того, что влияния крупных корпораций на управление ИТ стало снижаться, а роль покупателей — повышаться. Консьюмеризация ИТ и набирающий силу тренд “принеси свое собственное устройство” (Bring Your Own Device — BYOD) подчеркнули потерю контроля со стороны корпоративных клиентов и ИТ-директоров в деле принятия ключевых решений в сфере ИТ.

Последствия этого весьма глубоки. “Сегодня люди, не имеющие отношения к ИТ, включая бизнес-менеджеров и заказчиков, либо принимают окончательные решения в этой области, либо активно вовлечены в данный процесс, — говорит Дидье Бонне, старший вице-президент французской консалтинговой компании Capgemini Consulting. — А что ещё важнее, многие ИТ-системы, унаследованные от прошлого, слишком дороги и громоздки для требований современного бизнеса. ИТ-департаменты вынуждены принимать на вооружение совершенно другие модели и играть новые роли, поскольку меняется фундаментальная модель ИТ”.

Для ИТ-директоров это означает, что стратегии, подходы и технологии, так хорошо работавшие в прошлом, сейчас в большинстве своем заслуживают того, чтобы быть выброшенными в цифровую мусорную корзину. Современный бизнес требует других лидерских качеств, открытости по отношению к новым идеям и инновациям и способности соединять ИТ-ресурсы совершенно другим способом. Требует он также и новых методов управления. Задача больше не заключается лишь в том, чтобы согласовать действия ИТ с бизнесом, сегодня нужно продвигать интеграцию и совместную работу с данными в масштабах всего предприятия.

Кати Бессан, топ-менеджер Bank of America по глобальным технологиям и операциям, работает над созданием ИТ-департамента будущего. Сотрудники и клиенты, говорит она, сегодня требуют иных инструментов и функциональности, нежели всего пару лет назад. И в центре этих требований находится мобильность: “Люди ожидают, что им предоставят возможность решать свои задачи при помощи собственных мобильных устройств, и они реагируют на различия в предлагаемых им функциях. Более того, цена ошибки в удовлетворении ожиданий пользователей становится чрезвычайно высокой. Широкое распространение социальных медиа заметно сместило распределение сил в сторону клиентов”.

В этой системе координат скорость изменений и адаптации становится ключевой характеристикой новых ИТ. ИТ-подразделения должны устранить барьеры, препятствующие масштабированию, и найти способы создания инфраструктуры, способной быстро эволюционировать и меняться в соответствии с изменением внешней ситуации, говорит Бессан. Кроме того, им придётся искать способ интеграции унаследованных информационных систем (включая крупные “универсальные” ЭВМ-мэйнфреймы, дисковые массивы и базы данных) в стек корпоративной инфраструктуры, способный обеспечить требуемую эластичность для приложений, работающих на планшетах и смартфонах, для аналитики социальных сетей, геолокационных услуг и множества аналогичных продуктов и сервисов, созданных в “эру пост-ПК”. “ИТ должны заложить фундамент, который позволит талантливым и креативным специалистам предлагать инновационные идеи и решения”, — утверждает Кати.

Соответственно все больше организаций начинает рассматривать возможность перехода на новые стандарты ИТ-экспертизы. Кто-то в рамках политики аутсорсинга переносит инфраструктуру и корпоративные приложения к провайдерам хостинг-сервисов или облачных услуг, специализирующимся в области ИТ примыкающих к ним услуг информационной безопасности. Ну а затем перед ИТ-персоналом встаёт задача наладить сотрудничество с бизнес-менеджерами для выполнения задач стратегического планирования и обеспечения бесперебойного функционирования систем и каналов передачи данных. В то же время многие организации нанимают разработчиков, которые не только специализируются в разработке приложений, но и знакомы с основными принципами работы социальных сетей, краудсорсинга и других недавно возникших методик и инструментов.

Однако требования к ИТ не ограничиваются только этим. Бессан считает, что современные ИТ-подразделения должны хорошо владеть передовой техникой глубокого анализа данных (data-mining) и ускоренного цикла тестирования. “Очень важно найти способ заставить систему работать без демонстрации негативных аспектов в случае ее отказа, — поясняет она. — Недостаточно просто заявить о необходимости инноваций, нужно применить фокусированный подход, позволяющий внедрять новые технологии и идеи”. В некоторых компаниях практикуется создание небольших внутренних рабочих групп, которые могут быть организованы или распущены в течение нескольких дней. В других применяются методики краудсорсинга, а также обратного мониторинга и внутренних социальных сетей для обмена опытом и идеями. “Во всех случаях организации должны использовать метрики и аналитику для постоянного измерения и документирования результатов, чтобы иметь возможность применять их в будущем”, — заключает г-жа Бессан.

Николс из Ernest & Young считает, что роль ИТ-директора также меняется на глазах, особенно когда бизнес-менеджеры начинают все больше вмешиваться в область технологий, самостоятельно заключая контракты на использование облачных сервисов и переход в облачную инфраструктуру. Согласно выполненному в 2011 году исследованию консультационной компании Gartner, к 2014-му ИТ-директора будут контролировать лишь 75% расходов своих организаций на ИТ. “Мы уже видим изменения организационной структуры, касающиеся ИТ-директоров, — говорит Николс. — В некоторых случаях они выходят из подчинения финансовым и исполнительным директорам и начинают отчитываться перед недавно появившимися и занимающими более высокую позицию директорами техническими, отвечающими за техническое развитие и перспективы организации. ИТ-директора должны обратить внимание на то, что их роль может сократиться до обеспечения ежедневных операций и решения задач поддержки”.

Новый порядок ИТ

Исследовательская компания Forrester Research предсказывает, что типичная ИТ-организация 2020 года будет весьма отдаленно напоминать то, что существует сейчас. Мощные, простые в приобретении инструменты и технологии откроют эпоху самодостаточности бизнеса. Технически грамотные менеджеры будут все больше брать на себя управление и подключение необходимых им сервисов и решений. В результате ИТ-департаменты сократятся в размерах, станут более компактными и ориентированными на стратегические задачи. Бриггс из Deloitte отмечает, что по мере того, как организации поворачиваются в сторону облачных вычислений и переходят на модели “infrastructure-as-a-service” (IaaS) и “software-as-a-service” (SaaS), управление проектами и портфельными активами становится необходимой компетенцией высших ИТ-менеджеров. В конце концов, полагает он, ИТ-директора должны руководить изменениями и объяснять всем вокруг, какие преимущества можно получить от них.

Эта концепция перекликается со стратегией компании Cars.com, специализирующейся на интернет-торговле автомобилями, чей сайт каждый месяц просматривает более 20 млн. уникальных посетителей. Корпоративный архитектор Cars.com Джеймс Хуска видит новое будущее ИТ открытым: “Пользователи требуют более быстрого предоставления новых функций и сервисов”. Это уже находит свое отражение в наращивании компанией Cars.com скорости выпуска новых функций и обновлений от тридцати в год до трёхсот с лишним. “ Ведение бизнеса и методы использования информационных технологий развиваются ускоренными темпами, — пояснил Хуска. — Существует огромная потребность в автоматизации. Нас просто заставляют стать более гибкими и инновационными буквально во всем, чем мы занимаемся”.

Такая обстановка, говорит Хуска, требует использования технологий, изменяющих правила игры, таких, как облачные вычисления и внешние ИТ-сервисы. Срок разработки приложений сегодня сократился с нескольких месяцев до нескольких дней. Системы управления производительностью приложений и подобные инструменты контроля метрик возникают на рынке, как только становится ясной их необходимость. Например, компания Cars.com обратилась к сервис-провайдерам Compuware APM и Splunk для проверки актуальности огромных объемов имеющихся данных, исключения ненужной информации и поддержания эффективности работы веб- и мобильных информационных систем на оптимальном уровне. Хуска уверен, что будущее информационных технологий лежит в переходе ИТ-директора и ИТ-департамента к работе в качестве мозговых центров в своей области. Задача заключается в том, чтобы соединить данные и сервисы из различных департаментов и систем в рамках прозрачно интегрированной корпоративной ИТ-стратегии.

Будьте уверены: те, кто цепляется за модели управления прошлого, обречены на серьезные проблемы. Сегодня успех зависит от внедрения компактной, быстрой и гибкой ИТ-модели, неразрывно связанной с требованиями бизнеса. При этом необходимо длительное экспериментирование, считает Бонне из Capgemini Consulting. В перевернутом с ног на голову мире “пост-ПК” риск должен рассматриваться как позитивный фактор, а изменения — как потенциальное конкурентное преимущество. “Мы вступили в новую фазу развития корпоративных ИТ, когда глубина стратегического видения становится важнее технического мастерства, — восклицает Николс. — ИТ-департамент будущего должен быть подготовлен к функционированию в режиме реального времени в быстро изменяющихся условиях, заставляющих бизнес развиваться, как никогда раньше”.

Версия для печати