Создать ИТ-продукт и продавать его потенциальным конкурентам в непростое время жестких финансовых ограничений, чтобы продукт стал лучше. Такой прогрессивной позиции придерживается сегодня Промсвязьбанк. Об этом на конференции «Информатизация бизнеса в России», организованной газетой «Ведомости», рассказал Андрей Леушев, заместитель председателя правления банка.

В начале текущего года в банке была поставлена цель — снизить издержки. «Мы вошли в год с необходимостью экономить и добились этого. Сделали ревизию портфеля проектов, большое число которых было закрыто. Это привело к сокращению расходов. Плановый бюджет на инновации был снижен в два раза. В результате пересмотра и ужесточения требований к новым проектам мы стали развиваться в ином направлении», — рассказал г-н Леушев.

По его словам, все новые ИТ-проекты в банке должны соответствовать его текущей стратегии, создаваемой целевой архитектуре и строгим временным рамкам.

«Говоря о новой архитектуре решений важно отметить, что в настоящее время мы не делаем проектов, основанных на покупке зарубежного оборудования или дорогих лицензий. Акцент сделан на Open Source, „самописные“ решения и отечественные продукты, удовлетворяющие нашим требованиям по безопасности в эксплуатации. Был изменен формат разработки. Все работающие в банке программисты — около 150 человек — выведены в отдельную компанию „Инновационный центр банковский технологий“, ставшую резидентом „Сколково“. Центр станет вендором, выпускающим ИТ-решения, в первую очередь, для банковской сферы. И они будут доступны для всех наших конкурентов», — пояснил г-н Леушев.

Следующим важным новшеством стало формирование венчурного фонда, цель которого — создание стартапов в области финансовых технологий. Это публичный фонд, главным органом управления которого является инвестиционный комитет, сформированный из независимых директоров. Шесть человек в этом комитете представляют банки, двое — банковское сообщество и еще двое — профессиональные участники венчурного рынка.

«Почему это важно? В финансовой сфере, как и в других отраслях, ИТ — это рефери мирового рынка. В этом году состоялся первый большой форум, организованный ЦБ РФ, где много говорилось о том, что для мирового сообщества мы ничего не создаем. Все заимствуем. И поэтому на повестке дня продолжает стоять вопрос — неужели мы так и будем потребителями сторонних продуктов или все-таки можем сделать что-нибудь новое? Этот фонд — попытка создавать новые ИТ-решения. И выйти на новый уровень», — заявил г-н Леушев.

По его словам, в настоящее время в большинстве своем кредитные организации, решая свои проблемы, создают закрытые решения, не подлежащие продаже. Новый подход Промсвязьбанка подразумевает, что написанный код становится лицензионным продуктом для продажи.

«В настоящее время мы занимаемся публичной разработкой единой архитектуры для банковской сферы — ориентира для людей, которые хотят открыть банк. Она развивается клубом архитекторов, который мы организовали. Сделав публичной эту работу и поделившись идеей с отраслью, мы получили несопоставимо больше, чем ожидали. Члены клуба — люди, связанные единой сферой деятельности — разработают стандарты, которыми изначально будут пользоваться две организации — упомянутый фонд и Промсвязьбанк. Они будут открыты и для других. Мы предлагаем создать магазин приложений с проверенными сертифицированными решениями, которые можно будет внедрять в инфраструктуру банка», — пояснил г-н Леушев.

Это разработка планируется как Open Source-решение, чтобы в случае необходимости пользователь мог дополнить его нужным функционалом. «Так как это открытая лицензия, то внедрив доработки у себя, банк делится ими со всеми. Так усовершенствованное решение становится публичным», — отметил г-н Леушев.

Безусловно, новый класс поставленных задач требует высокого профессионализма участников проектов. Промсвязьбанк сформулировал проектно-кадровую политику. «Во-первых, несмотря на снижение бюджета и сокращения персонала работа команды хорошо финансируется. Более 50% проектного бюджета уходит на формирование новых компетенций. То есть поиском людей и расширением команды для большого и значимого проекта мы занимаемся постоянно. Второе — это мотивация его участников. Третье — по завершении любого проекта формируется рейтинг персонала. Выявляем „проваливавших“ свои функции и больше не допускаем их к проектам. И выделяем тех людей, кто был успешен. И четвертое — после каждого проекта проводим оценку „360“. Она подразумевает выявление всех конфликтов, узких мест, зон возможного развития для проработки и использования этого опыта в будущих проектах», — рассказал г-н Леушев.

Говоря о возможно неожиданной для банковской сферы стратегии разработки и распространения решений среди конкурентов, он резюмировал: «Логика заключается в том, чтобы решения стали лучше. Ведь если ИТ-команда банка делает решения исключительно для себя, то запросто может закрыть глаза на какие-то недостатки, простить их себе. Но совсем иное дело, если ставится задача еще и продать его. В этом случае решение должно удовлетворять знаку абсолютного качества. Второе — клиент, купивший мой продукт, обогащает меня опытом — своими требованиями, критикой он способствует повышению качества продукта. И третье, если его обсуждает большое число людей, даже не собираясь покупать, они вкладывают в него много новых идей. Получая обратную связь, разработчик понимает, как это можно использовать. Вот и получается, что быть сегодня лидером — значит быть открытым и быстро развиваться. Лидер не тот, кто не дает конкурентам расти, а тот, кто чувствует его дыхание за спиной, чтобы развиваться быстрее», резюмировал г-н Леушев.

Версия для печати