Когда руководители бизнес-подразделений нуждаются в ИТ, они все чаще консультируются не со своими ИТ-специалистами, а с ИТ-поставщиками. Такой вывод делает IDC по результатам опроса бизнес-менеджеров из стран Центральной и Восточной Европы, включая Венгрию, Польшу, Румынию, Россию, Чехию и Словакию.

Около двух третей респондентов предпочитают обращаться напрямую к ИТ-поставщикам на начальных этапах принятия решения, а порядка трети поступают таким образом еще до начала формальных процедур выбора ИТ.

Одна из причин, по мнению IDC, заключается в том, что бизнес-менеджеры все лучше и лучше разбираются в ИТ. Они уже не интересуются, могут ли ИТ помочь им в работе и как это можно сделать, а напротив, спрашивают, почему это нельзя сделать прямо сейчас. Менеджеры по маркетингу и продажам, директора по операциям и кадрам, главы финансового отдела — все они хотят быстро получить готовое к работе приложение, когда им приходит в голову мысль улучшить деятельность своего подразделения.

В этот момент и должны начинать действовать ИТ-поставщики. Многие из них работают с сотнями организаций и уже накопили обширный опыт решения задач заказчиков с помощью ИТ. Безусловно, ИТ-поставщики будут всячески превозносить свои решения, а слишком агрессивные продавцы потратят массу времени на рекламу своих продуктов. Бизнес-менеджеры это учитывают, но готовы до некоторой степени с этим мириться, чтобы воспользоваться экспертизой поставщиков.

Опрос IDC также показал, что бизнес-подразделения часто сами платят за ИТ. Почти 27% респондентов отметили, что ИТ-проекты финансируются из бюджетов их отделов, а не из ИТ-бюджета предприятия. Правда этот показатель различается по странам. Так, в Чехии он составил 15%, в Венгрии — 17%, в Румынии — 38%, а в Польше — 39%. Аналитики отмечают, что в Северной Америке он еще выше. По прогнозу IDC, эта тенденция продолжится и в течение ближайших пяти лет вклад бизнес-подразделений в ИТ-расходы будет увеличиваться.

Отрадно, что в основном такой сдвиг в области влияния на принятие решений в основном проходит в дружеской обстановке. Так, 48% респондентов указали на тесное сотрудничество с ИТ-командой, а 28% отметили поддержку со стороны своих ИТ-специалистов, которые внимательно относятся к запросам бизнеса и применяют прозрачный подход к оценке работоспособности предлагаемых вариантов. Более того, примерно 41% ИТ-проектов, запущенных или финансируемых бизнес-подразделениями, выполняются совместно этими подразделениями и ИТ-командой.

Как отмечает IDC, дальновидные ИТ-директора принимают такое развитие событий, так как понимают, что не могут угодить всем, поскольку не имеют достаточно времени или экспертизы. Поэтому они действуют подобно многим ИТ-поставщикам — сознательно или подсознательно переходят на модель платформы, создавая вокруг нее ИТ-экосистему, которая позволяет бизнес-подразделениям применять ИТ для разработки инструментов, развертывания приложения и масштабных инноваций.

Что касается ИТ-проектов, реализуемых исключительно бизнес-подразделениями, то в основном они связан с управлением операциями и бизнес-аналитикой.

Но как и любые перемены, эти сдвиги не всегда идут гладко. Так, 17% респондентов указали, что их ИТ-отделы до сих пор предпочитают командный подход или с безразличием относятся к запросам бизнеса. Многие из участники опроса считают отсутствие лидеров главной проблемой бизнес-подразделений при решении вопросов, связанных с ИТ. С точки зрения достижения поставленных целей организациям из менее развитых стран приходится преодолевать вдвое больше препятствий, чем их коллегам развитых стран.

Версия для печати