Мы стремительно приближаемся к технологической развилке, резко изменяющей роль и структуру человеческого труда: «цифровые» информационно-технологические компании смещают с трона классический промышленный сектор. Парни, два месяца пишущие код где-нибудь в гараже в Калифорнии, теперь оцениваются дороже, чем активы нефтяных компаний (в октябре 2006-го, спустя год после основания YouTube, было объявлено, что видео-сервис будет приобретен компанией Google за в 1,65 млрд. долл.). Это называется «Новая информационная эра».

Повсеместная автоматизация человеческого труда делает упор на те области, в которых машины гораздо эффективнее человека. Но проблема в том, что переложение части работ на машины приводит к деградации профессиональных навыков людей. Люди теряют одни навыки окончательно и, расслабившись, начинают работать хуже и в другой области. После чего следует новый виток автоматизации, передающий очередную часть труда от людей к машинам. И этот цикл повторяется...

Человеку для своего развития нужно регулярно преодолевать внешние вызовы. Автоматизация устраняет это. А без преодоления вызовов жизнь людей теряет смысл и ощущение счастья. И даже несет опасность самому существованию цивилизации.

В статье «Облака меняют ИТ» было показано влияние новой эры на снижение издержек и увеличение производительности труда.

Более 20 лет занимаясь автоматизацией разных областей, я заметил, что раньше на постоянно растущем рынке автоматизация не вытесняла рабочие места, а обеспечивала организациям рост без значительного увеличения персонала. Во время стагнации же особо остро встает проблема сокращения расходов, связанных с неэффективностью сотрудников. К сожалению, именно люди остаются наиболее весомой составной частью издержек. В стремлении сократить расходы человеческий труд убирают в тех областях, где работу более эффективно могут выполнять компьютеры. Вследствие этого ближайшие десятилетия обещают многие изменения.

Ниже перечислены лишь наиболее яркие примеры, как многие десятки (или даже сотни!) профессий в скором будущем могут исчезнуть.

Торговые роботы вытесняют биржевых трейдеров.

Таксистов и дальнобойщиков уже в ближайшие годы начнут заменять высокоэкономичными автопилотами, которые никогда не спят, не нарушают правил и экономят бензин.

Вслед за ними автоматизированные системы управления отправят на пенсию логистов и диспетчеров — компания Uber делает это уже сейчас.

Шахтеров заменят роботизированные системы добычи, так как скоро человек просто не будет способен извлекать ресурсы без помощи роботов.

Штурманов и вторых пилотов авиакомпании планируют убрать из кабин самолетов.

Компания DigitalGenius продает технологию для замены 80% персонала колл-центров машинным интеллектом.

Похоже, что компьютеры могут выполнять почти все эффективнее людей!!

Причины происходящих социальных изменений связаны как с глобализацией и развитием, так и с влиянием информационных технологий, которое происходит благодаря нам, специалистам ИТ-индустрии. Это мы создаем изменения, в итоге трансформирующие саму жизнь общества, включая и нас самих.

ИТ-директор, как лицо принимающее решение, несет равную с остальным руководством социальную ответственность за внедряемые системы. Эта ответственность тем выше, чем масштабнее автоматизация и, следовательно, чем больше людей она затронет.

Всегда остается деятельность, в которой люди сильнее машин. Вместо лобовой автоматизации процессов с последующим сокращением рабочих мест стоит искать эти сильные стороны, которые позволят людям производить новые продукты и стоимость.

Известно, что победителем в конкуренции оказывается тот, кто строит деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной стратегической целью ставит разработку и освоение новых продуктов и услуг.

Бесспорно, автоматизация крайне важна для бизнеса, она позволяет не потерять конкурентоспособность. Но сама по себе не дает преимуществ! Мало просто сократить издержки, оставив бизнес на том же уровне, но с меньшей себестоимостью. Конкуренты быстро сделают то же. Опереться на новую технологию как на ступеньку и, используя освободившийся потенциал, вывести предприятие на новый космический уровень — вот чем можно будет гордиться!

Еще одна важная сторона автоматизации бизнеса — это сотрудничество. Конкуренция очень важна для рынка, но сотрудничество людей необходимо для благополучия нашего общества, построенного на взаимозависимости и синергии.

«Достижение большинства результатов, к которым вы стремитесь, зависит от вашего сотрудничества с другими людьми»

Стивен Р. Кови. «Семь навыков высокоэффективных людей».

На самом деле, если отбросить подход, когда выигрыш автоматизации — это проигрыш автоматизируемых рабочих мест, мы увидим прекрасные альтернативные возможности развития. Исходя из менталитета достаточности, в соответствии с которым в мире всего хватит на всех, конечная цель автоматизации не в снижении издержек, а в создании новых возможностей для человечества.

Будущего не надо бояться! Будущее будет прекрасно, если мы заставим наши изобретения работать на благо всего общества. От предлагаемых профессиональных решений зависит не только наше собственное будущее, но и будущее людей вокруг. И хотя кажется, что еще остается много времени, до того как все это будет реализовано, думать о последствиях изменений надо уже сейчас.

Богов описывают как создателей. Людям придется стать такими создателями, так как по однажды созданным шаблонам работать будут более эффективные автоматы.

Автор статьи — ИТ-директор компании «Свитлэнд».

Версия для печати