С позиций здравого смысла нарушение привычного хода работы — вещь непредвиденная, травмирующая и нежелательная. Однако, согласно отчету «Accenture Technology Vision 2016», в цифровую эпоху настоящие лидеры предугадывают траектории перемен в своих экосистемах и умеют использовать явления дестабилизации для достижения конкурентных преимуществ.

Цифровая экономика никого не будет ждать, и потому пришло время для фундаментального сдвига во взглядах и стратегии. Поговорим о предсказуемой дестабилизации, одном из пяти трендов (наряду с интеллектуальной автоматизацией, текучестью требований к рабочей силе, платформенной экономикой и доверием к цифровым технологиям), выделенных в отчете этого года.

Лидирующие предприятия различных отраслей делают крупные инвестиции в цифровые платформы, кооперируются с новыми партнерами и начинают переосмысливать отраслевую деятельность. Быстро возникают новые экосистемы, охватывающие разные отрасли и размывающие межотраслевые границы.

По данным компании Accenture, опросившей более 3100 руководителей бизнеса и ИТ в разных странах мира, 81% респондентов сообщили, что уже испытывают значительные или умеренные нарушения в своей экосистеме. В этой связи компании вносят изменения в свои бизнес-модели, реструктуризируют стратегии бизнеса и использования ИТ и существенно обновляют производимые продукты и оказываемые услуги.

Ярким примером является сфера страхования. Извлечение данных о стиле вождения, собираемых платформами подключенных автомобилей, позволяет создавать новые сервисы, например страхование, тарифицируемое по милям пробега. Поскольку в ближайшие годы станут реальностью самоуправляемые автомобили, тарификация по пройденному расстоянию является преддверием неизбежных крупных перемен в транспортной сфере.

В качестве примера можно назвать Tesla, компанию по производству электромобилей, планирующую начать выпуск машин с автопилотом. Это направление осваивает и Google, которая готовится к выпуску самоуправляемых автомобилей без рулей и педалей газа.

Но эти технологии ставят очень сложные вопросы перед законодателями, дорожными инспекциями и страховщиками. Например, как определить виновника столкновения двух автомобилей без водителей? Будет ли вообще существовать автострахование при эксплуатации самоуправляемых средств передвижения?

Эти примеры показывают, что дестабилизирующая природа этих новых цифровых экосистем не ограничивается барьерами традиционных отраслей, и поскольку все отрасли становятся цифровыми, экосистемы разных секторов могут дестабилизировать друг друга.

Как предугадать грядущую дестабилизацию

Как компании могут преуспеть в прогнозировании предстоящих крупных сдвигов? Перестройка бизнес-модели, технологической инфраструктуры или корпоративной культуры — дело крайне сложное. Однако это важнее условие для того, чтобы выигрывать в конкуренции в цифровую эру.

Экосистемы по своей сути привязаны к отраслям и бизнес-моделям, и поэтому крупные организации имеют наилучшие позиции, чтобы предугадывать траектории сдвигов в экосистемах и извлекать из этого выгоды. Используя масштаб своего предприятия, свои ресурсы и знание отрасли, такие компании могут очерчивать сценарии перемен в экосистемах, предвидя возможности дестабилизации и связанные с этим угрозы. Благодаря этому сообразительные лидеры могут приобретать конкурентные преимущества и осваивать новые рынки.

Перестройки в экосистемах не происходят сразу во всех отраслях в одно время или с одинаковой скоростью. Но они неизбежны, и их можно предвидеть. Корпоративные лидеры должны изучать эти крупномасштабные изменения, чтобы подмечать, каким экосистемам станет тесно внутри своей отрасли и, что еще важнее, понимать, как их бизнес может выбрать время для активных перемен, чтобы опередить конкурентов.

Приведем на этот счет несколько рекомендаций.

Выстраивайте партнерства, которые будут поддерживать стратегию вашей экосистемы.

Выявляйте ключевых игроков в цифровых экосистемах, выбирайте предпочтительные для вас альянсы и начинайте предварительные дискуссии с соответствующими игроками.

Реализуйте пилотные проекты в новых цифровых экосистемах.

Выберите один бизнес-процесс, продукт или сервис, который наиболее согласуется с вашими приоритетами в потенциальных переменах и может извлекать преимущества из существующих и новых партнерских связей.

Формируйте новые метрики для определения успеха в цифровых экосистемах.

Контролируйте ход вашего пилотного проекта и используйте результаты анализа для выявления потенциальных индикаторов. Повторяйте эти действия, пока вы не найдете метрики, способные надежно измерить успех.

Выясняйте, какие новые профессии необходимы для поддержки экспансии вашей экосистемной стратегии.

Какие новые технологические навыки будут для вас необходимы? Нужен ли вашей организации опыт в конкретной области? Определившись с этим, выработайте план, который поможет обрести высокоприоритетные навыки.

Версия для печати