Сложность современных ИТ-инфраструктур, особенно это касается транснациональных корпораций, выявила необходимость в создании отдельных департаментов, которые бы ими управляли. Для решения этих задач во главе ИТ-служб встали директора по ИТ (Chief Information Officer, CIO). Учитывая, что одна из форм конкурентной борьбы — и, возможно, основная — скорость внедрения инноваций, вряд ли значимость таких специалистов можно преувеличить. Марк Сэмуэлс из ZDNet в деталях очертил должностные обязанности CIO, рассказал, чем эта должность отличается от других, а также поведал о её перспективах.

CIO — кто он?

CIO — это должностное лицо компании, в ведении которого находится круг вопросов по обеспечению её ИТ-составляющей, в т. ч. оперативное внедрение новых технологий, руководство персоналом ИТ-департамента, связь с другими службами компании и руководством и т. д. Компании не обязательно обозначают в своем штате ИТ-директора как CIO, название должности может именоваться и по-другому, но, как правило, подавляющее большинство предприятий, компаний СМБ, государственных, благотворительных и некоммерческих организаций вооружились общепринятой аббревиатурой.

Роль ИТ-директора заключается в том, чтобы совместно с другими топ-менеджерами разрабатывать и реализовывать технологическую стратегию организации. В его обязанности входит налаживание взаимосвязей между отделом ИТ и другими подразделениями фирмы. В крупной организации CIO руководит большим департаментом, в котором также есть менеджеры среднего звена. Одни отвечают за информационные системы, приложения и разработки, другие — за инфраструктурные решения, телекоммуникации, поддержку пользователей. Каждый из них обеспечивает реализацию ИT-стратегии на своем участке. Например, ответственный за инфраструктуру просчитывает, какие нужны вложения в компьютеры, серверы и другую технику, какой они должны быть марки и т. д. Затем CIO доносит собранные сведения генеральному директору (CEO), обосновывая свои соображения: почему выгоден именно такой выбор, сколько это будет стоить, почему лучше использовать аутсорсинг, а не собственных сотрудников.

В некоторых крупных транснациональных компаниях различают должности CIO и ИТ-директора. Там последний отвечает за повседневную операционную деятельность, тогда как роль CIO выходит за эти рамки, касаясь вопросов стратегического планирования и руководства компанией. Более того, в некоторых субъектах коммерческой деятельности принята подотчетность ИТ-директора перед CIO. Такая субординация, как правило, существует там, где ИТ-директора несут ответственность за техническое обеспечение филиалов на региональных уровнях.

В чём разница между CIO и CTO?

Как правило, технический директор (Chief Technical Officer, CTO) подотчетен перед CIO, но в некоторых компаниях их служебные обязанности вообще не пересекаются. К примеру, CIO отвечает за разработку стратегии и налаживает взаимоотношениями с партнерами и клиентами, воплощает в жизнь утвержденные высшим руководством бизнес-сценарии, тогда как CTO изучает инновационные методы, которые могут потенциально помочь организации достичь своих целей или самостоятельно разрабатывает технологии для продажи «на сторону». Общие параллели между должностями CIO и CTO пролегают в сфере выполнения штатных обязанностей. И те, и другие могут проводить оценку внутренних разработок/операций на предмет продажи внешним клиентам.

Помимо CTO и CIO есть несколько других связанных с ИТ руководящих должностей. К ним относятся старший вице-президент по ИТ, глава отдела информационных и коммуникационных технологий, главный операционный директор (Chief Operation Officer, COO) или ещё более специфические: вице-президент по цифровым и информационным технологиям или директор по технологиям и данным. Лучше всего отличие CIO от других должностей проиллюстрирует круг ежедневно выполняемых им обязанностей.

Круг должностных обязанностей CIO

ИТ и CIO — это практически синонимы. Чтобы обеспечить бесперебойную работу систем и служб, последний большую часть времени занимается контролем повседневных процессов, следит за работой центров обработки данных. Но у него есть ещё более важные обязанности: CIO разрабатывает и внедряет стратегию ИT, а также распределяет бюджеты. Причем в них есть не только расходные статьи, но и доходные. CIO должен понимать, какие средства будут сэкономлены благодаря внедрению тех или иных систем, привлечению новых поставщиков.

Сейчас много говорится о цифровой трансформации, и во многом ее успех зависит от CIO. Он может (и даже должен) инициировать нововведения. Как руководитель высшего звена он общается непосредственно с высшим руководством и призван предлагать решения, которые важны на уровне бизнеса в целом, а не только на уровне ИT. CIO должен быть в курсе последних тенденций мирового рынка ИT для бизнеса и своевременно проводить техническое и программное перевооружение компании.

Важно, чтобы ИТ-стратегия компании сочеталась с бизнес-стратегией. Примечательно, что у многих современных цифровых компаний они не просто сочетаются, но являются единым целым. Обычно это подразумевает, что CIO должен разбираться не только в технологиях, но и хорошо понимать суть бизнес-процессов компании, правильно расставляя приоритеты. Чрезвычайно важным для CIO является навык управления проектами. Это касается как задач, выполняемых собственными силами ИT-департамента, так и проектов, отдаваемых внешним подрядчикам.

Также он определяет размеры зарплат своего персонала, курирует его развитие и обучение. По всем этим вопросам CIO работает вместе с подчиненными ему руководителями отделов, систематизируя и корректируя полученную от них информацию и принимая основанные на ней решения. Каким бы квалифицированным и организованным не был директор по ИТ, ему не уследить за всеми деталями. Залог правильно выстроенной работы ИТ-службы — создание эффективной и мотивированной команды подчиненных.

К этому нужно добавить, что в отношении CIO существуют некоторые предубеждения. Ошибочно считается, что они «зациклены» на передовых технологиях, однако это не так. Грамотные CIO всегда выдерживают баланс между внедрением технических новинок типа искусственного интеллекта, VR или IoT, отдавая предпочтение проверенным временем облачным вычислениям и большим данным. Так что хотя маркетологи провозглашают «новую реальность», CIO не слишком в неё спешат. Дело в том, что преобразования в угоду моде не соответствуют политике большого бизнеса. В его основе — фундаментальный подход с привлечением стратегии развертывания, проработки отдельных деталей, поскольку желание резко изменить структуру предприятия в угоду цифре может вылиться в большие финансовые потери.

Подотчетность CIO

С точки зрения положения в компании CIO напрямую подчиняется генеральному директору, иногда — вице-президенту, курирующему всю административную работу в компании и весь бэк-офис, то есть подразделения, не приносящие живых денег. В некоторых компаниях ИT-функцию включают в административный департамент или подчиняют финансовому директору, что не всегда правомерно, поскольку, как уже говорилось, задачи современных ИT не сводятся исключительно к поддержке бизнеса либо его администрированию. По данным Deloitte, 33% CIO подчиняются генеральному директору, 22% — финансовому, 11% — операционному, 9% — главному (глобальному) CIO, оставшиеся 25% — это более сложные схемы непрямого подчинения. В частности, нередки случаи, когда CIO приходится отчитываться перед несколькими руководителями. Ситуация может меняться в зависимости от возложенных на ИТ-департамент задач.

Исследование Deloitte показывает, что «классическая» схема — подотчетность CIO руководителю компании — соблюдается далеко не всегда. Это объясняется тем, что для многих организаций контроль затрат остается абсолютным приоритетом, поэтому CIO приходится отчитываться ещё и перед финансовым директором, отстаивая финансирование своего бюджета. По данным Harvey Nash и KPMG, схема подчинения «CIO-CEO» не соблюдается крупными компаниями: ее придерживаются только 17% из них, тогда как для компаний СМБ эта доля гораздо выше — 45%. Также ИТ-руководителям небольших компаний проще «достучаться» до членов совета директоров, чем CIO больших вендоров похвастать не могут.

Роль CIO — каковы её истоки?

По сравнению с другими руководящими должностями занимаемая CIO позиция является относительно новой и уходит корнями в 1970–80 гг. В те годы многие компании нанимали ИТ-специалистов в основном для обслуживания мейнфреймов. По мере развития вычислительной техники и сопутствующему ему увеличению парка компьютеров, в начале 1980-х появились первые CIO, с течением времени их роль только усиливалась.

Благодаря развитию Интернета, и, соответственно, облачных служб, начиная с 2000-х эти управленцы занимаются не только закупкой компьютерной техники и обеспечением операционных процессов, но и привлекают сторонних специалистов (если имеется такая потребность). Например, международная корпорация создает глобальную службу техподдержки в одной стране, а та обслуживает подразделения и клиентов компании по всему миру. Аутсорсинг может касаться практически всех аспектов ИT — поддержки пользователей, обеспечения работы инфраструктуры, связи и т. д. Именно CIO курирует внешние и внутренние ИT-проекты и структуры.

На кого опирается CIO?

Современные директора по ИТ много времени проводят вне ИТ-отдела, поэтому часть их обязанностей исполняют доверенные специалисты. Эффективный управленец наверняка обзаведется профессионалами, которые будут отчитываться перед ним по всем направлениям деятельности, включая информационную безопасность, закупки, техническое обслуживание, разработка, интеграция, сопровождение, поддержка, бизнес-анализ и работа с клиентами. Некоторым CIO вменяется в обязанность надзор за смежными областями, в частности, за управлением инфраструктурой организации и безопасностью персонала. Количество членов команды и её обязанности варьируются исходя из размера предприятия и объема услуг, переданных в облако или на аутсорсинг.

Следует иметь ввиду, что должность CIO — не самая стабильная с точки зрения выполняемых задач. Его круг обязанностей постоянно меняется, свою лепту в это вносит автоматизация. Она уже довольно продолжительное время обслуживает производство и используется для решения логистических задач. Не за горами времена, когда за автоматизацию ИТ-процессов и работ, выполнением которых занимается менеджмент компаний, возьмутся роботы. Разумеется, речи об их замещении не идет, скорее ИИ будет выполнять вспомогательные функции — это разгрузит персонал офисов, позволив задействовать его для решения более творческих задач. Так или иначе, но средства автоматизации и облачные службы придали CIO гибкость — теперь им незачем полагаться только на внутреннюю команду — внешние специалисты, обладающие необходимой экспертизой, могут оказаться эффективней.

В чём разница между CIO и CDO?

Chief digital officer (или CDO) — это относительно новая должность в ИТ, ей не больше пяти лет, и появилась она в ответ на озвученные некоторыми экспертами по цифровым технологиям опасения по поводу сохранности в будущем роли CIO. По данным IDC, которыми компания поделилась в 2014 г., к концу десятилетия 60% ИТ-директоров будут вытеснены CDO, но уже очевидно, что этот прогноз выглядит маловероятным — пока что, по данным PricewaterhouseCoopers, наличием CDO в своем штате могут похвастаться не более 6% организаций.

Кроме того, влияние «цифровых офицеров» несравнимо меньше, чем у ИТ-директоров, в круг их обязанностей входит работа с «цифрой». CDO ещё можно назвать главным по данным и его значение не стоит занижать: по информации Gartner, большие данные покинули стадию концепции и переместились в практическую плоскость. Такой переход требует от компаний увеличения инвестирования средств и времени для получения из данных аналитики. Исследователи говорят, что к 2019 г. CDO будут состоять в штате 90% крупных компаний, но, конечно, не заменят CIO.

Распределение бюджета: сколько средств CIO нужно выделить на инновации?

Каждая компания выделяет определенный объем средств, требуемый для обеспечения нужд ИТ. Дальнейшее перераспределение средств включает не только закупку техники и расходных материалов, но и НИОКР. Обычно выделяемые на исследования и эксперименты средства не превышают 20% всего бюджета. Эксперты советуют ИТ-руководителям придерживаться этой пропорции, как можно меньше средств затрачивая на поддержку основных операций и как можно больше — на инновационные цифровые проекты, которые помогают преобразовать бизнес.

Выдержать пропорцию 80/20 на самом деле не так то просто, особенно крупным компаниям, которые занимаются розничными продажами или финансовой деятельностью. Как правило, такие организации обладают внушительным парком унаследованной ИТ-техники и служб, поэтому очень многие из них не могут позволить себе «выбросить» на инновации более 5% ИТ-бюджета.

Как CIO внедряют инновации?

Подчас средства, выделяемые компанией на инновации, — на вес золота, поэтому CIO требуется грамотно ими распорядиться. Большинство компаний — даже крупных — не владеют исследовательскими лабораториями, поэтому CIO вынуждены искать источники вдохновения для новых идей иным способом. К примеру, организовывают хакатоны, во время проведения которых специалисты из разных областей разработки ПО (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работают над решением какой-либо проблемы.

По словам Сэмуэлса, он наслышан об историях, когда вместо выбора гибких облачных решений несколько CIO предпочли потратить громадные суммы на разработку собственных программ для решения бизнес-задач. Он считает, что CIO определенно стоит вдохновляться теми идеями, которые генерируют стартапы, но они должны быть созвучны идеям и мнению других топ-менеджеров, директора по маркетингу, например.

Какой карьерный путь предстоит пройти на пути к должности CIO?

ИТ традиционно рассматривается как вспомогательное средство для достижения бизнес-целей, но никак не средство, приносящее доход. Неудивительно, что чаще всего на роль кандидатов на должность CEO прочат глав департаментов маркетинга или финансов. Ранее было принято считать, что ИТ-директора на своих должностях достигли пика карьеры и им больше некуда расти. Дальнейшие события показали ошибочность такой точки зрения: бывшие ИТ-директора возглавили такие успешные компании, как Tesco, Economist Group, GE Transportation и BT Global Services.

Роль CIO эволюционирует: помимо управления парком серверов и программной архитектуры на них возлагается ответственность за операционную деятельность, цифровое преобразование и некоторые функции управления. Даже если CIO никогда не достигнет должности CEO, он все равно не останется на запасных ролях: его опыт может потребоваться в других компаниях, которые готовы оценить его по достоинству. Более того, «список желаний» бывших ИТ-директоров не обязательно должен ограничиваться технологическими компаниями, они также могут работать аналитиками или консультантами в других сферах деятельности. Нужно добавить, что слыша об переходе какого-то ИТ-директора на аналогичную должность в другой компании, следует иметь ввиду, что речь идет о приобретении дополнительного опыта.

Каковы обязанности временных CIO?

Одной из тенденций в области управления ИТ становится растущий спрос на временных (interim) CIO. Эта должность в общем перечне должностей пока встречается не так часто, но спрос на неё все же заметно увеличивается. Чаще всего временный управляющий ИТ задействуется для выправления ситуаций, когда предыдущий руководитель «наломал дров». Это действительно частый мотив, однако существуют и другие варианты — например, когда прежний руководитель оказывается временно нетрудоспособным. Кроме того, иногда штатному ИТ-директору требуется советник или опытный наставник.

По данным Harvey Nash, и для компаний, срочно нуждающихся во внешней управленческой экспертизе, и для кандидатов, претендующих занять должность временного ИТ-директора, очень важную роль играет гибкость контрактов. Контракт заключается не с частным лицом, а с компанией — провайдером таких услуг. Фактически речь идет о модели CIO as a Service. Появившись на предприятии, интерим должен получить максимум полномочий. В круг его обязанностей входит наставничество и обеспечение стабильности при переходе на цифровые рельсы в отсутствие постоянного ИТ-управленца. Временные ИТ-директора высоко ценятся как консультанты. Эксперты считают, что за последние пять лет спрос на них возрос на 25%.

Каков средний срок полномочий CIO?

Как показывают подсчеты, средний срок полномочий ИТ-директора составляет менее четырех лет, но бывают случаи, когда контрактом предусмотрен и двухгодичный срок пребывания на должности. Последние обычно нанимаются с целью «провести» компанию сквозь шероховатости, которые сопутствуют цифровым преобразованиям. В этой ситуации CIO требуется при возникновении сложностей принимать продуктивные контрмеры, но ещё лучше — придерживаться четкой стратегии перехода.

Нужно заметить, что есть определенная прослойка ИТ-директоров, которая считает, что уложиться в двухлетний срок при переходе в цифровую среду — это малореально. Все же на поверку достижение дигитализации оказывается слишком сложной задачей, чтобы отводить ей конкретные сроки. К тому же у разных компаний могут быть разные цели и средства их достижения.

Что CIO представляют из себя как люди?

Как и все руководители высшего звена, CIO обладают навыками стратегического мышления и тяготеют к лидерству. Сэмуэлс уточняет, что при общении с ними он заприметил одну особенность: все эти люди не демонстрируют своего превосходства и достаточно коммуникабельны. В отличие от CEO или финансовых директоров, CIO долгие годы приходилось доказывать свою востребованность и теперь, когда ИТ и бизнес-операции становятся единым целым, это вынуждает других руководителей прислушиваться к мнению ИТ-директоров.

Привыкшие к прессингу, в обычной жизни они отдают предпочтение экстремальным видам спорта и быстрым автомобилям. Этим хобби увлекаются многие руководители, но по-настоящему наслаждаются — только CIO, пишет Сэмуэлс.

Какое будущее ожидает CIO?

Несмотря на то, что некоторые эксперты отводили CIO непродолжительное время существования, реальность говорит об обратном — они на плаву и их ожидает безоблачное будущее. Многие компании, устремившиеся на потребительский рынок, осознали, что им не обойтись без направляющей роли CIO. Учитывая многолетний опыт взаимоотношений с поставщиками, ИТ-интеграцию и управление технологиями, только они могут гибко мониторить ситуацию по линии бизнеса и управляться с закупкой техники для филиалов.

Умалять роль CIO как минимум недальновидно, подытоживает Сэмуэлс. Они те, кто в условиях технической неопределенности и бомбардировок новыми технологиями, умеют концентрироваться на главном, отсеивая второстепенное.