Хотя концепция цифровой трансформации не нова, многие ИТ-подразделения все еще не осознали, как соответствующие изменения повлияют на их работу, пишет отраслевой аналитик и колумнист ZDNet Майкл Кригсмен.

В мае в рамках выставки Digital Enterprise Show в Мадриде прошла посвященная цифровой трансформации встреча руководителей ИТ-подразделений CIO Summit, участники которой высказали, что их беспокоит:

  • сейчас CIO приходится иметь дело не столько с технологиями, сколько с бизнесом;
  • технологии и автоматизация — главные условия, чтобы делать больше при меньших затратах, параллельно сокращать расходы и увеличивать роль ИТ в корпоративных инновациях;
  • сегодня ценятся скорость и гибкость. Долгосрочные проекты с сомнительной отдачей стали неприемлемы. ИТ-подразделения должны быстро и четко реагировать на потребности бизнеса;
  • изменились ожидания пользователей. CIO и его подчиненные должны участвовать в удовлетворении потребностей клиента на всех этапах взаимодействия с ним;
  • инфраструктура теперь — это не только системы, но также приложения и платформы, с которыми взаимодействуют пользователи.

Каковы движущие силы цифровой трансформации?

Цифровая трансформация — это реакция организации на изменения в окружающей среде. Изменились ожидания потребителей, условия конкуренции. Стартапы с их новыми бизнес-моделями бросают вызов авторитетным компаниям.

В давно сложившихся организациях эти перемены могут требовать преодоления изолированности подразделений и изменения порядка обмена информацией и ее совместного использования. Целями являются формирование новых отношений с клиентом и единая позиция для всех в организации.

В зависимости от отраслевой принадлежности и размера компаний различается и уровень цифровой трансформации. В некоторых отраслях, таких как розничная торговля, внешние условия заставляют компании производить значительные перемены. Одни добились при этом успеха, другие были недостаточно решительны и в результате оказались в сложном положении. Toys R Us — пример, как крупный розничный торговец выходит из бизнеса.

Что насчет искусственного интеллекта и цифровой трансформации?

Директор Accenture по инновациям и технологии Пол Догерти сформулировал, что для полного использования преимуществ ИИ необходимы вычислительная мощь, большой объем данных и осмысленные алгоритмы.

Таким образом, по мере цифровой трансформации и сбора большего объема данных мы увеличиваем эффект ИИ. Например, в маркетинге применяются персонализированные предложения. Покупатели ими воспользуются, если ИИ разработан правильно.

Другой пример — использование ИИ в медицине. Дополненная и виртуальная реальность применяются в хирургии и телемедицине, предоставляя доступ к лечению и медицинскому образованию тем частям мира, которые лишены их в силу своего географического положения и уровня экономического развития.

Как цифровая трансформация отражается на айтишниках?

Здесь все определяется тем, работает ли технология на предприятии или в облаке? В зависимости от того, где находятся данные, требуются различные навыки. Если вы создаете соответствующие ресурсы у себя, то вам необходимы люди, которые сформируют инфраструктуру, будут ею управлять и эксплуатировать ее.

Однако существует тенденция к переносу значительной доли вычислений в облака, благодаря чему предприятиям требуется меньше администраторов баз данных, перед которыми встает вопрос, что делать дальше.

Цифровая трансформация означает пристальное внимание к клиенту. С этого и надо начинать. Чтобы стать ближе как к внутренним, так и к внешним пользователям, ИТ-подразделения должны быть более гибкими и адаптирующимися. Значит, ИТ-специалистам необходим совершенно новый менталитет. У многих с этим возникают большие трудности.

Как ИТ-специалистам перейти в цифровой мир?

Чудодейственного средства не существует. Некоторые не смогут этого сделать, они просто лишены эмоциональной гибкости. Изменения — это эмоциональная и психологическая реакция на окружающий мир. Лучшие компании обеспечат руководство, наставничество и тренинг.

Например, методология «гражданской разработки» предоставляет набор инструментов, с помощью которых опытные пользователи могут осуществлять базовую автоматизацию. Это прекрасно, потому что освобождает время ИТ-специалистов, а пользователи получают именно то, чего хотят. Имеющим техническое образование сотрудникам можно поручить поддержку «гражданских» проектов.

Это лишь один пример перенацеливания специалистов на решение более важных задач. Вместо администрирования систем или баз данных они будут оказывать техническую поддержку. Когда кто-то помогает бизнес-пользователям достигать своих целей более коротким путем, это приносит более значительную пользу.

Какие риски создает цифровая трансформация для ИТ-подразделений?

Есть реальный риск утратить значение. Если пользователи приобретают решения в обход ИТ-подразделения, значит, оно не может дать им то, что нужно. Либо оно не проявляет достаточной гибкости, либо не привлекает пользователей к принятию решений.

В условиях, когда пользователи самостоятельно покупают и используют инструменты и системы, их интеграция и защита остаются исключительной прерогативой ИТ-подразделений. Пользователь, купивший инструмент SaaS, скорее всего, не имеет необходимых знаний и полномочий для успешного переноса корпоративных данных на эту платформу. Таким образом, интеграция данных остается одной из важнейших функций ИТ-подразделений.

ИТ-подразделения обязаны параллельно обеспечивать инновации, поддерживать операционную эффективность и экономить средства. Это конфликтующие, практически взаимоисключающие цели. Но именно их ставит перед CIO цифровая трансформация.

Нужна ли компаниям посторонняя помощь для осуществления цифровой трансформации?

Цифровая трансформация распространяется на модели бизнеса и удобство работы пользователей. Удачно подобранная инфраструктура для поддержки инициатив, касающихся облаков, мобильности, искусственного интеллекта и данных, поможет предоставлять более персонализированные сервисы и улучшить условия работы пользователей.

Если нужна помощь, вы, скорее всего, ее получите. Иногда компании нанимают директора по цифровым технологиям (Chief Digital Officer, CDO). Его цель — сделать свою должность, в конечном итоге, ненужной. В компаниях, которые целиком перенесли свою деятельность в облака, такой должности не может быть, поскольку они являются полностью цифровыми.

По мере развития рынков и клиентов компании могут достичь точки, в которой возникает конфликт между сложившимися операционными процессами и новыми бизнес-моделями, необходимыми для удовлетворения ожиданий потребителей. В краткосрочном плане отдача от вложений в цифровую трансформацию будет невелика, но в будущем они себя полностью оправдают. Многим компаниям такая форма инноваций дается тяжело даже при значительных инвестициях.

Версия для печати