Корпоративное ПО, используемое работниками многих предприятий, значительно отстает по своему уровню от современных приложений, которыми те же люди пользуются на своих личных устройствах. Как пишет на портале InformationWeek вице-президент по работе с клиентами компании Chrome River Энн Бекнелл, организациям давно пора усваивать новые подходы к использованию ПО, включая SaaS. А это означает открытость к переменам и расставание с принципом «мы всегда так делали».

Многие годами мирятся с тем, что корпоративные приложения остаются громоздкими, дорогими, трудными для использования и практически неподдающимися модернизации. Понятно, хотелось бы с этим расстаться, особенно учитывая появление ПО в виде сервиса, но это требует трудной работы, и, может быть, лучше повременить и подольше задержаться в прошлом веке, изводя мучениями свой ИТ-персонал и конечных пользователей. Все это и смешно, и грустно. А также стыдно, потому что так быть не должно.

Давно прошли времена «коробочного ПО», когда у предприятий было обычной практикой тратить месяцы на доработку кода только что инсталлированных дорогих пакетов, чтобы он соответствовал конкретным нуждам пользователей. Мы неоднократно видели, как эти кастомизации в конечном счете оборачивались большой головной болью, поскольку они не могли помочь в решении возникающих новых проблем. Неужели мы еще не усвоили эти уроки?

Мы также живем в мире, где в кармане практически каждого человека находится устройство, превосходящее по мощности компьютеры прошлого, которые занимали целое здание. С этими устройствами мы управляем своими банковскими счетами, просматриваем любимые телепередачи, заказываем обеды, болтаем с друзьями по другую сторону света и можем делать массу других вещей, используя компактное ПО, которое легко инсталлировать, использовать и обслуживать.

Многие думали, что эпоха пост-Web 2.0 с ее господством облачного потребительского ПО ознаменуется и революцией в бизнес-приложениях под лозунгом консьюмеризации предприятий «Consumerization of the Enterprise». Однако даже с активным распространением SaaS-решений внедрение более современного корпоративного ПО редко протекает без усилий и трудностей.

При обсуждениях с корпоративными клиентами возможностей использовать новые инструменты, например ПО для отчетов по затратам, можно часто видеть нежелание пользователей что-либо менять, невзирая на невысокую эффективность того, что у них есть. А на вопрос, почему они держатся за то, что работает недостаточно хорошо, часто следует ответ типа «потому что мы всегда так жили».

Значит, нам надо победить эту инерцию. Но как?

Когда люди погружены в повседневные задачи, им легко войти в режим автопилота. Вы уже не мыслите в таких категориях, как правильно, неправильно, легко, трудно, лучше, хуже. Есть только понятия выполненного и невыполненного. Дело сделано — значит все в порядке, а какие инструменты для этого использовались — не наша забота.

Те же, кто несет ответственность за ПО, обычно находятся в стороне от повседневных дел предприятия. Им лишь важно знать, что работа идет заведенным порядком и «не надо чинить то, что не ломалось». Они слишком отдалены, чтобы понимать, что дела идут не совсем так, как требует сегодняшний день, и никто их не спрашивает, можно ли что-то делать на 20% быстрее или в десять раз легче.

Ни одна из этих двух сторон не находится в позиции, позволяющей видеть проблемы. Им надо переключиться на взгляд с другой перспективы. Поэтому, когда для предприятия встает вопрос о развертывании новых решений, стоит посмотреть на него объективным взглядом со стороны. И поставить под сомнение любое решение — чтобы добиться реального понимания, что это решение является лучшим выбором.

Людям свойственно внутренне сопротивляться переменам, проистекающим из внешних обстоятельств. Изменения являются стрессом, и трудно заставить людей расстаться со своим комфортным, но неэффективным настоящим ради неизвестного будущего. Бизнес-лидеры зачастую так опасаются потенциальной неразберихи от перемен, что даже не пробуют что-то менять. И предприятия продолжают упорно держаться за свое убогое ПО.

Для победы над инерцией надо только разъяснить всем сторонам, почему лучший выбор состоит в переменах и что они конкретно принесут. Если вы продемонстрируете, что прежде делавшееся за 20 кликов теперь обойдется восемью, что на задачу, ранее отнимавшую три часа, теперь потребуется час, у людей появится заинтересованность и готовность к действиям.

Практически каждый из нас активно пользуется в своей личной жизни быстрыми и удобными современными приложениями, и мы не должны мириться с застоем в сфере ПО для бизнеса. Да, перемены могут пугать и поначалу вызывать определенные трудности, но в итоге вы получите заметный выигрыш в практичности и эффективности, наряду с более низкими затратами при использовании SaaS.