ITIL, библиотека лучших практик предоставления ИТ-услуг, с 2007 г. существовавшая в версии 3, в феврале нынешнего года вступила в новую фазу своего жизненного цикла. Компания Axelos, отвечающая за развитие ITIL, представила первую из семи книг новой 4-ой версии ITIL Foundation («Основы ITIL 4») и соответствующую программу экзаменов по сертификации. Еще пять книг (одна из них будет доступна только в онлайне) увидят свет до конца нынешнего года, шестая выйдет в 2020 г. Об этом на прошедшей в начале марта российской презентации ITIL 4 сообщил один из архитекторов ITIL — portfolio development manager компании Axelos Роман Журавлёв.

Объясняя необходимость выпуска новой версии, он констатировал, что актуальность третьей версии постепенно снижалась во многом из-за того, что в ИТ и в бизнесе за последние годы прошли кардинальные изменения: набирает обороты цифровая трансформация, стали популярны такие гибкие подходы к управлению ИТ, как Agile, DevOps, Lean. И эти изменения необходимо было отразить в лучших практиках. Подходы, реализованные в новой версии ITIL, базируются на следующих семи довольно общих принципах:

  • фокусируйтесь на ценности;
  • отталкивайтесь от текущей ситуации;
  • действуйте итерационно, используя обратную связь;
  • сотрудничайте и поощряйте прозрачность;
  • используйте целостный подход;
  • помните о простоте и практичности;
  • оптимизируйте и автоматизируйте.

Фокус на сотрудничестве, взаимодействии, итерационности, обратной связи, простоте и практичности вызывает прямые ассоциации с упомянутыми методологиями Agile, DevOps, Lean и процессами цифровой трансформации. Впрочем, как признал управляющий партнёр компании Cleverics Олег Скрынник, будучи в целом верными, сами эти принципы не могут служить ответом на многие конкретные вопросы, возникающие перед CIO в ходе цифровой трансформации. Он выразил надежду, что подобные ответы появятся в следующих книгах библиотеки ITIL, в частности, в High Velocity IT.

Как пояснил Роман Журавлёв, каждая книга будет достаточно компактной, объемом порядка 200 страниц, но к ней ежемесячно планируется выпускать несколько дополнений, которые образуют пополняемую базу знаний, конкретизирующую общие положения для разных отраслей и областей применения. Впрочем, сертификационные экзамены будут содержать вопросы только по самим книгам: дополнения знать не обязательно.

Одним из ключевых понятий в новой версии ITIL становится ценность, что вполне согласуется с продолжающейся конвергенцией ИТ и бизнеса. Речь уже идет не просто о предоставлении ИТ-услуги заказчику или потребителю, а о совместном создании ими некой ценности. Ценность здесь трактуется весьма широко. Согласно определению, приведенному директором по обучению компании Cleverics Игорем Гутником, это воспринимаемая участниками сервисных отношений польза, полезность и важность чего-либо. Разумеется, в данной трактовке для каждого участника ценность будет своя. Осмелюсь предположить, что ценность для одного в каких-то случаях может обернуться ущербом для другого.

Теперь на место процессов в ITIL выдвигаются практики и потоки создания ценностей, причем в составе подобного потока может оказаться несколько процессов. Всего выделено 34 практики: 14 связаны с бизнесом, 17 — с управлением услугами и три — с управлением технологиями.

Сертификационные экзамены по ITIL 4 будет принимать только уполномоченная компания PeopleCert, причем проходить экзамен для российских специалистов будет только на английском языке. Сертификационный экзамен по ITIL Foundation обязателен для всех, независимо от «былых заслуг», а для остальных курсов предусмотрена упрощенная процедура для тех, кто в свое время сдал определенный набор экзаменов по версии 3.