Образование и обмен информацией между специалистами могут повысить финансовую эффективность при миграции в облака. Как сообщает портал InformationWeek, в феврале появился новый ресурс для компаний, стремящихся расчетливо инвестировать в облачную трансформацию.

Некоммерческая организация FinOps Foundation создана с целью распространения на предприятиях знаний и передового опыта, касающихся расходов на облака. Ее учредителями стали фирма Cloudability, выпускающая решения для управления затратами на инфраструктуру как сервис, производитель корпоративного ПО и приложений Atlassian и страховая компания Nationwide. Сотрудники компаний-учредителей рассказали о причинах создания фонда и о тех знаниях, которые они хотят сделать доступными сообществу.

В качестве основы управления затратами на облака фонд принял финансовую и операционную модель FinOps. По словам соучредителя Cloudability и главного менеджера компании по Европе, Ближнему Востоку и Африке Дж. Р. Стормента, прежде ИТ-специалистам, финансистам и руководителям некуда было обратиться за такой информацией. По его словам, цель фонда состоит в том, чтобы объединить лучшие практики — поскольку имеется общее стремление определить и понять, насколько эффективны расходы на облачную трансформацию. В фонде создается книга по FinOps, а к концу года планируется разработать и представить на конференции пользователей соответствующую сертификацию.

Швыряние денег на решение проблемы

Многие компании хотели бы тратить больше на облачную трансформацию, считает Стормент, и наращивать мощности с ростом числа пользователей. Проблема в том, что расходы на облака в отличие от затрат на ЦОДы не являются фиксированными, а осуществляющие трансформацию специалисты могут не знать, о суммах какого порядка должна идти речь. Одним из вариантов является автоматическое управление инвестициями. «Это больше, чем может сделать человек, вооруженный электронной таблицей», — отметил Стормент.

При отсутствии контроля за расходами облачная трансформация способна быстро превратиться в разбазаривание средств, подчеркнул директор Nationwide по облачной оптимизации Джозеф Дели: «Большинство предприятий убедились, если нет какой-то системы управления расходами на облака, то в конечном счете вы ее создадите, но к тому времени уже напрасно потратите несколько миллионов долларов».

FinOps объединяет различные подразделения предприятий

Главным достоинством FinOps Дели считает возможность использования опыта других компаний, которые сталкиваются со сходными трудностями: как они добиваются одобрения своих облачных инициатив и DevOps руководством, как решают финансовые вопросы.

Фонд мог бы также помочь предприятиям, которые на протяжении десятилетий использовали собственные ЦОДы, адаптироваться к изменениям в культуре, сопровождающим облачную трансформацию. «Обычно, когда у вас есть ЦОД, вы находитесь в виртуализированной среде, имеющей много уровней абстракции между бизнесом и конечным пользователем», — пояснил Дели.

Новый уровень ясности общей картины

Облака в отличие от ЦОДов предоставляют невиданный уровень транспарентности, открывая возможности для отслеживания загрузки и затрат на использование. Например, руководители ИТ-подразделений легко могут видеть, кто, когда и для чего воспользовался ресурсами. «Это буквально сплачивает подразделения ИТ и бизнеса, поскольку они начинают видеть, как работают другие, — сказал Дели. — Это делает сотрудничество более тесным».

Он считает, что возможности для обучения и тренинга, которые предоставит фонд FinOps, могут привнести большую подконтрольность затрат в повседневную работу.

Почему фонд FinOps необходим именно сейчас

Более глубокое понимание подключаемых к работе ресурсов способно повысить эффективность, считает главный технолог Cloudability Эрик Оннен. «У каждого производителя имеется свое представление об измеряемом использовании, — сказал он. — И есть мнение, что вы можете выключить устройства, когда они не нужны».

Это способно оказать значительный эффект на итоговые показатели организаций, вступивших в эру облаков. «Мы достигли точки перелома в расходах на облака, когда все выдвигавшиеся предприятиями цифровые инициативы „Интернет прежде всего“ себя оправдали, — сказал вице-президент Cloudability по маркетингу Джей Вамполд. — Теперь они стремятся перенести все унаследованные задачи и приложения в облака». Расходы на такую миграцию становятся существенными. Вамполд привел оценку Gartner, согласно которой затраты на облака через три года могут достичь 360 млрд. долл., показав более чем в пять раз более быстрый рост, чем затраты на ИТ в целом. «В связи с увеличением расходов выдвигается важное требование определить, как оптимизировать удельные затраты на облака», — констатировал он.