Начавшись несколько лет назад в виде эксперимента, цифровая трансформация уже взрастила почву для внедрения значимых коммерческих проектов, пишет портал ZDNet. Чтобы завоевать свое место под солнцем в постцифровой экономике, которая требует непрерывного комбинирования новых технологий, предприятию нужно все делать быстрее, но при этом не потерять индивидуальность. Гибкость и адаптивность — основные качества, которые необходимы цифровым компаниям для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон — сотрудников, клиентов, партнеров и сообщества.

В последнее время клиентский опыт и качество обслуживания стали более важными, чем продукты или услуги, поэтому каждый проект должен начинаться и заканчиваться с мыслью, что его центральной фигурой является клиент. Все решения об инвестициях, маркетинговые стратегии должны работать на выстраивание доверительных отношений — это должно стать важнейшим руководящим принципом любого бизнеса. Одновременно заниматься созданием стоимости и цифровизацией — это тяжелая работа, особенно с учетом беспрецедентной скорости инноваций, в том числе в новых бизнес-моделях.

Цифровизация предприятия немыслима без определенных культурных традиций. Для того, чтобы она росла и крепла, лидерам бизнеса нужно создать условия, в которых бы процветала культура накопления опыта и учета мнений, ставилось во главу угла обучение, приветствовались такие качества, как настойчивость, решительность, ответственность, поощрялись прозрачность рабочих отношений, эмпатия (умение поставить себя на место другого человека) и позитивный взгляд на жизнь. Цифровые лидеры должны стать своего рода марафонцами, нацелившись на то, что путь к Agile (методология и практики гибкого создания и развертывания ПО) и цифровой трансформации — это ежедневный спринт, а не разовая пробежка. При этом бег не должен быть хаотичным — фирма должна обладать планом с установленными краткосрочными целями и не бояться непредвиденных препятствий.

Так как же компании стать гибкой, как сделать так, чтобы гибкость превратилась в ее культуру? Ответ на этот вопрос заключается в следующем: ей нужно добиться погружения в процесс трансформации и при этом неустанно следовать выбранным метрикам, которые показывают уровень выполнения командами поставленных задач, считает соучредитель и CEO канадского разработчика ПО TribalScale Шитал Джейтли. Этот ветеран в ИТ с более чем 20-летним опытом работы в области развития бизнеса вывел из «небытия» множество стартапов. Благодаря его умениям TribalScale из крошечного стартапа превратилась в глобальную инновационную фирму, помогающую предприятиям адаптироваться в цифровую эпоху.

Джейтли поделился советами, как правильно осуществлять трансформацию, а также привел проверенные ключевые показатели эффективности (KPI), которые оказали положительное влияние на его компанию.

Что такое гибкая трансформация и почему это важно

Гибкая трансформация (Agile transformation) — это процесс изменения способа работы организации с целью приспособиться к постоянно изменяющимся, непредсказуемым и сложным рыночным условиям. Для обретения подвижности организации нужно следовать принципам, заложенным в манифесте гибкой разработки ПО (Agile Manifesto). В нем дается пояснение, как должно осуществляться взаимодействие между людьми, описывается схема выхода продукта, приводятся принципы сотрудничества с клиентом и готовности к изменениям. Трансформация подстегивает реорганизацию, превращая команды разработчиков в самоорганизующиеся и подвижные единицы, которые применяют для разработки ПО современные методологии и новые подходы, в т. ч. Agile и Lean (в дном контексте — бережливая разработка ПО). Обладая необходимой гибкостью, организация может лучше реагировать на изменения и поставлять своим клиентам более продуманные цифровые продукты и решения.

По данным BrainStation, в той или иной форме цифрового преобразования активно участвует 74% организаций. В то время как некоторые проводят трансформацию с прицелом на перспективу, для большинства она является необходимостью, поскольку предприятиям нужно идти в ногу с цифровыми провидцами, которые занимают лидирующие позиции в соответствующих отраслях. К таковым можно отнести Tesla (автомобильная промышленность), Netflix (потоковая передача видео) и Airbnb (гостиничное дело).

Вне зависимости от того, диктуется ли переход к цифровой трансформации желанием избавиться от устаревших ИТ-инфраструктур в пользу современных архитектур (естественный выбор), или же он является необходимым средством для защиты от «деструктивных» стартапов (необходимость), цифровизация становится очевидной необходимостью. Однако это не значит, что процессы проходят гладко. По данным Forbes, подавляющее большинство (84%) проектов цифровой трансформации проваливаются — команды возвращаются к старым схемам работы. Почему так происходит? Потому что Agile- и Lean-практики не работают в командах, где отсутствует гибкое мышление и, следовательно, не меняется культура разработки.

Это означает, что в теории компании нацеливают свои команды на соответствие Agile-практикам — те применяют SCRUM (поставка конечному пользователю работающего продукта с новыми бизнес-функциями в кратчайшие сроки), проводят ежедневные сборы и стремятся к еженедельным релизам, но в то же время не придерживаются гибкого менталитета и принципов, которые позволят им создавать и выпускать лучшие продукты. К примеру, на диаграммах сгорания задач (Burndown Chart) они помечают флагами выполнение промежуточных задач, но делают это без полного осмысления того, чем же является Agile. Понимание ее принципов является ключом к созданию современной культуры разработки ПО, движущей силы на сегодняшнем, быстро развивающемся и высококонкурентном рынке.

Обучение методом погружения

Если приравнивать принятие цифровых технологий, Agile и Lean к культуре, то почему бы ее не прививать таким же образом, как это делают в школе? Ведь детей обучают культуре речи, поведения, обращению с животными и т. д. Широко известно, что погружение — это лучший способ понять новую культуру и свободно овладеть новым языком. Этот способ можно экстраполировать и на трансформацию, поскольку все участники не только изучают процессы, практики и принципы, но живут и дышат ими (и только ими) в течение всего периода изменений.

Доказано, что обучение на практике гораздо более эффективно, чем изучение теории. Обучаясь на собственном опыте, люди приобретают необходимые навыки, меняется их образ мышления. Исходя из того, что гибкая трансформация — это обучение и изменения, имеет смысл перейти к модели обучения в процессе деятельности (Learning-by-doing). Погрузившись в цифровизацию, предприятия смогут лучше понять актуальность и причину перемен, и, что самое главное, принять образ мышления и ценности Agile, а не адаптироваться к ним.

Для того, чтобы удостовериться, что предприятие изо дня в день двигается верным путем, нужно отслеживать прогресс, то есть проводить оценку производительности и качества труда отдельных лиц и задействованных групп. Ее цель заключается в том, чтобы вдохновить коллектив и придать ему импульс, а также дать ему представление о краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целях. При этом метрики напрямую связаны с ходом выполнения задач.

Как проследить за ходом гибкой трансформации

Гибкая трансформация — это сложный процесс, который включает в себя все аспекты доставки цифровых решений начиная с культуры организации и зарождения идеи и заканчивая выпуском финального продукта. Исходя из этого метрики, которые применяются для отслеживания обучения и изменений, должны отражать многогранный характер процесса, в том числе индивидуальную работу каждого участника и динамику всей команды. Крайне важно отслеживать и анализировать модели обучения и роста, которые помогут выделить болевые точки и области возможностей.

Метрики позволяют убедиться, что ход трансформации согласуется с динамикой бизнес-среды и решениям, которые принимаются руководителями предприятий. Мгновенное реагирование на постоянные изменения бизнес-среды — ключевой аспект методологии Agile: он помогает предприятию взращивать в командах культуру мышления, а не бездумно насаждать новые методы разработки. Важно заметить, что цели команд будут различаться, поэтому результаты их работы должны учитываться с помощью специализированных метрик, которые охватывают как качественные, так и количественные показатели. Независимо от того, какие KPI для команды выбраны, их следует последовательно отслеживать — это позволит убедиться, что они соответствуют целям вашего бизнеса.

Примеры KPI

Следующие KPI используются для эффективной оценки выполненных задач TribalScale Agile Transformation (качественные и количественные показатели отслеживаются еженедельно).

Оценка вклада отдельных участников команды

  • технические компетенции. Пример: умение инженера протестировать свой код и использовать новые технологии и инструменты;
  • навыки общения. Пример: умение менеджера по продукту кратко, но красочно писать пользовательские истории (быстрый способ документировать требования клиента, без необходимости разрабатывать обширные формализованные документы);
  • производительность и мотивация. Пример: время, потраченное на кодирование, время, потраченное на парное кодирование, индекс лояльности (net promoter score);
  • Agile- и Lean-разработка. Пример: способность человека с энтузиазмом применять принципы Agile в повседневной жизни.

Командная оценка

  • предсказуемость команды. Пример: скорость кодирования, волатильность и скорость реагирования на пользовательские отклики;
  • качество продукта. Пример: количество ошибок на итерацию, тестовый охват кодовой базы, рецензирование кода и т. д.;
  • ориентация на поиск решений. Пример: количество экспериментов, выполненных для устранения расхождений во взглядах на продукт, сглаживание проблем и т. д.;
  • сообщество. Пример: обмен знаниями с другими командами и организацией в целом;
  • производительность и мотивация команды. Пример: индекс лояльности.

Оценка организации

  • внедрение новых технологий. Пример: облачные платформы, системы автоматизированного тестирования и т. д.;
  • комбинированные группы, ориентированные на продукт: сводные группы в составе технических специалистов и инженеров, специалистов по продуктам и бизнес-менеджеров, UX- и API-дизайнеров;
  • способность управлять Agile-проектами. Пример: применение парадигмы «время — объем — бюджет» («треугольник управления проектами»).

Выводы

Независимо от специфики применения метрик в Agile, все они должны служить одной общей цели — обучению. Не нужно воспринимать практику как инструмент, который помогает ускорить выпуск определенного продукта к определенному сроку. Для того, чтобы трансформация проникла в организацию, нужно уделять внимание людям, глубоко погружая их в Agile-процедуры. Организации, которые усвоят этот целостный подход к трансформации на уровне инстинктов, не просто получат конкурентное преимущество, но смогут выжить в мире, где цифровая трансформация предъявляет крайне высокие требования к скорости внедрения инноваций.