Функции директора по данным в условиях цифровой трансформации продолжают меняться, отмечают опрошенные порталом InformationWeek эксперты. Что ему необходимо сделать, чтобы подняться на новый уровень?

Растет число организаций, в которых есть руководитель, отвечающий за все связанное с данными. Должность может называться директор по данным (Chief Data Officer, CDO), директор по аналитике (Chief Analytics Officer, CAO), директор по анализу данных (Chief Data Analytics Officer, CDAO) или как-то еще. Сначала появился термин CDO, вслед за ним CAO. Со временем выяснилось, что значение имеет не столько название должности, сколько выполняемые функции, поскольку название и описание должностных обязанностей меняются от компании к компании. Например, некоторые CAO находятся в подчинении у CDO, а бывает наоборот. Перед кем отчитываются руководители связанной с данными работы, также зависит от компании. Ниже будет использоваться аббревиатура CDO.

Gartner описывает четыре этапа развития функций CDO, начиная с рубежа тысячелетий:

  • CDO 1.0 — управление данными и соблюдением требований регуляторов (2000 г.);
  • CDO 2.0 — аналитика (2010 г.);
  • CDO 3.0 — трансформация бизнеса (2014 или 2015 г.);
  • CDO 4.0 — управление продуктами с ответственностью за прибыли и убытки (2019 г.).

Gartner ожидает, что в этом году 72% организаций будут использовать новейшую модель, хотя остаются и CDO, находящиеся на трех других уровнях зрелости.

«CDO по-прежнему сталкиваются с многочисленными трудностями в смысле получения поддержки руководства, разъяснения своей работы заинтересованным лицам и осуществления трансформации культуры организации, — сказал Марио Фариа, вице-президент и директор программ Gartner Research Board. — Мы стали наблюдать, что делают в последнее время некоторые успешные CDO, и обнаружили у всех кое-что общее: они применяют в своей работе знания, относящиеся к управлению продуктами».

Управление продуктами, по его словам, означает разбиение работы на компоненты, чтобы быстрее приносить пользу для бизнеса и адаптироваться к меняющимся условиям рынка, а также способность масштабировать модель в организации. В это определение Gartner также включает положительный экономический эффект.

CDO в качестве предпринимателя

Гал Беркуз, вице-президент по данным, аналитике и монетизации немецкого производителя автодеталей ZF Group, считает, что CDO 4.0 лучше всего описывается словом «предприниматель». Сам он в прошлом действительно был предпринимателем, но также работал директором по аналитике в подразделении General Motors OnStar, которое выпускает сопутствующие товары. А до этого создал в Ford Motor Company должность директора по управлению информацией и аналитике. В корпорации Ford он занимался в основном данными и аналитикой как сервисом для всех бизнес-подразделений. В GM он сосредоточился на сложной аналитике и ИИ с целью оптимизации вовлеченности клиентов. Ключевое слово в названии его должности в ZF Group — «монетизация». Это означает, что в его обязанности входит идентификация и налаживание управляемых данными направлений бизнеса, которые расширяют основной бизнес или дополняют его.

«Сегодня любой продукт является электронным. Он генерирует данные, так что если вы можете извлечь более высокую стоимость из продукта в виде данных, то вы сумеете продать свой основной продукт в большем количестве, — сказал Беркуз. — Другой тенденцией является эволюция промышленности в целом, которая создает „белые пятна“, которые дополняют основной бизнес и в которых доминируют данные. Если мы не заполним эти белые пятна, это снизит стоимость нашего продукта и приведет к его превращению в массовый товар».

Чтобы преуспеть на такой должности, нужно уметь концептуализировать различные направления бизнеса, тестировать и формировать их. Это контрастирует с ролью сервис-провайдера, особенно присущей CDO 1.0 и 2.0, которая сводится к помощи другим в решении проблем.

«Я считаю, что в этом деле Agile и MVP (минимально жизнеспособный продукт) являются строительными блоками, но подлинная задача заключается в концептуализации данных и аналитики, а такая концептуализация является настоящей предпринимательской деятельностью, — сказал Беркуз. — Речь идет о проверке гипотез».

Как и в финансируемых венчурным капиталом стартапах, вместо создания продукта и выхода с ним на рынок в надежде, что он отвечает требованиям целевой аудитории, идея заключается в разработке MVP, который проходит тестирование на рынке, дорабатывается и совершенствуется.

«Совершенствование не представляет проблемы, если вы работаете в таком режиме проверки гипотезы MVP, — считает Беркуз. — Вам не требуется много денег для получения данных, обосновывающих следующий раунд инвестиций».

Не все продукты одинаковы

Использование ориентированного на продукт подхода к функциям CDO имеет различное значение в различных компаниях. Иногда это означает создание в компании продуктов для использования самой компанией, поскольку это экономически более эффективно. Так, даже если CDO 4.0 не несет ответственности за прибыли и убытки, он может тем не менее способствовать росту стоимости, считает Фарук Ферчичи, директор по аналитике данных компании USAA, оказывающей страховые и финансовые услуги. По его словам, вид стоимости, росту которой способствует CDO, отличается в зависимости от компании, поскольку в каждой действуют свои ограничения.

Он описывает свои полномочия как более широкие по сравнению с более ранними версиями, поскольку они фактически развивались по тем же направлениям, как описанные Gartner модели CDO 1.0, 2.0 и 3.0. «Я думаю, всегда остается вопрос о функциях директора по аналитике и директора по данным, — сказал Ферчичи. — Я начал переосмысливать, как еще можно выйти на рынок с аналитикой данных и чему мы научились благодаря опыту работы CDO 1.0, 2.0 и 3.0. Я интуитивно начал мыслить больше ориентированными на продукт категориями».

Не удивительно, что с изменением функций CDO меняются и обязанности его команды. В случае с Ферчичи это означает дополнение управления данными поддержкой бизнес-решений, чтобы выйти на уровень CDO 2.0. На уровне CDO 3.0 возникла необходимость в науке о данных и новом инжиниринге данных для осуществления цифровой трансформации. Уровень CDO 4.0 требует управления продуктами.

«Применительно к данным управление продуктами требует изменения мышления и практики, чтобы они как минимум отражали изменение определения наборов данных (например, суммы свойств данных как побочного продукта фундаментальных агрегированных и/или смоделированных данных), — сказал Ферчичи. — Необходимо также создать команды для доставки продуктов, включая менеджеров по продуктам, и дорожную карту, а также план достижения результатов, не инициатив».

Вывод

Должность CDO все более приобретает стратегический характер, отражая изменения в конкурентной среде, хотя не все CDO 4.0 одинаковы. Каждый последующий уровень зрелости добавляет новые обязанности к тому, что требовалось для достижения предыдущего уровня. Поскольку бизнес-среда нестабильна, в недалеком будущем функции CDO, безусловно, вновь изменятся.

Версия для печати